Вы замечали, что написанную женщинами прозу часто снисходительно относят к «женской литературе», забывая о том, что не столь важно, кто написал текст, имеет значение лишь как и о чём он повествует? «Багатель» – уже не первая и, конечно же, далеко не последняя книга петербургского прозаика Татьяны Шапошниковой. Попробуем разобраться, можно ли отнести это произведение к женской прозе, тем более что большинство его героинь, как ни крути, женщины.
Это сборник повестей и рассказов о любви и предательстве, ненависти и прощении, прощании с уходящей жизнью и борьбе за чудо рождения, об оголённом нерве материнских страхов и забот, о возрождении из пепла после смерти родного человека, об убивающем равнодушии и спасении от него, об «отцах и детях» в наши дни, когда градус нигилизма и душевной глухоты только возрос. Сколько классических сюжетов написано на эти вечные темы! Казалось бы, ну что ещё можно добавить, когда вся литература начиная с античности на них построена? Шапошниковой удаётся внести свой штрих, свою лепту в пёстрое полотно современной прозы, и, скажу я вам, делает она это не хуже, а то и лучше иных лауреатов и финалистов престижных премий просто потому, что обладает не самым распространённым для пишущих в нынешние времена авторов качеством – она умеет писать.
Рассказанные в книге истории остаются в памяти, потому что текст перестаёт быть просто текстом, с первых страниц каждого рассказа читатель погружается в созданный автором художественный мир, где герои – обычные люди – убедительны, а чувства их подлинны и понятны каждому. Это и есть настоящая проза и писательское мастерство, когда автор не жонглирует словами и смыслами в порыве самолюбования и расчёте на коммерческий успех, а проживает судьбу героев как свою собственную, умеет нащупать тот самый пульс жизни, который начинают слышать и читатели. Закрыл книгу, а пульс бьётся.
Ещё одной отличительной чертой автора я бы назвала умение работать с болью – опять-таки не показное, а самое настоящее, смею предположить – лично выстраданное. Возможно, не случайно одна из героинь в повести «Созданы друг для друга» – психиатр по профессии, не сумевшая спасти от крайнего шага собственного сына. Проза Татьяны Шапошниковой в этом смысле даже утилитарна – она может подставить плечо тем, кто переживает жизненную драму в настоящий момент или хорошо помнит, каково это: внезапно, как гром среди ясного неба, потерять близкого человека, день за днём мучительно наблюдать, как угасают родители, раз за разом ловить взгляд врача, который отводит глаза, не в силах помочь, год за годом ждать рождения долгожданного ребёнка и спрашивать у образов: почему я, за что?! Такое ведь не забывается. Переживший горе человек похож на солдата, вернувшегося с фронта. Он всегда будет немного другим, с перенастроенной оптикой на жизнь.
Писать и читать настоящую прозу – это всегда будто стоять на краю бездны и заглядывать в неё, и понимать, что многое из написанного – про тебя самого, пусть даже личные события отличаются от сюжетных перипетий рассказанных автором историй.
Важно и то, что проза Шапошниковой – отнюдь не «терапевтическое письмо», когда пишущий щедро вываливает на читателя всю свою боль, переживания, потери в незамутнённом необработанном виде, предлагая разделить их в полной мере. Травмирующие события так или иначе присутствуют в жизни каждого взрослого человека, будучи её частью, и не потоков слёз ждёт читатель от писателя, а возвышения над тем обыденным или внезапным горем, которое приходит к героям, осмысления, возможности пережить и спастись. Всё это есть в книге, потому что, если уж говорить о гендерной принадлежности, это женская проза с мужским характером, далёкая от сантиментов, эмоций и пустых красивостей. Проза, которая создана для читателя.
Мария Ануфриева