В репертуаре Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского есть уникальный спектакль – балет «Ленинградская симфония» на музыку «Седьмой» («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича и «Реквием» московского композитора Алексея Сюмака. Автор идеи и режиссёр - художественный руководитель Красноярского оперного театра, в прошлом - солист балета Большого театра Сергей Бобров и ведущая солистка балетной труппы этого же театра и хореограф Наталья Боброва. Мировая премьера спектакля должна была состояться к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но вмешалась пандемия, в результате он увидел свет в сентябре 2020 года (рецензия на этот спектакль - «Балетный памятник» - на сайте «ЛГ»). Но красноярская «Ленинградская симфония» - спектакль не только балетный, он – многожанровый, в нём участвует хор, солисты-вокалисты, драматические актёры, а также воспитанники детской оперной студии при театре.
В канун трагической даты – 81-й годовщины со дня, когда началась блокада Ленинграда, «ЛГ»поговорила с авторами спектакля.
- Сергей, скажите, пожалуйста, почему театр решил ставить этот спектакль не как чистый балет, а как многожанровый спектакль?
- Искусство - это сильнейший способ передачи информации из известных источников человеку. И парадокс современности в том, что многие люди стали воспринимать его как развлечение. Мы живём в удивительное время, когда право называть себя автором появилось у каждого. Интернет кишит разными кривляками, графоманами и прочего рода пустобрёхами. И, глядя на всё это, у современного человека создаётся впечатление, что никто ничего стоящего уже не создаёт. Чтобы доказать обратное, современные постановщики порой идут на самые дерзкие и маргинальные ходы. Вдобавок к этому, нам со страшной силой навязываются западные тенденции, диктующие свою парадигму искусства. И чтобы не допустить гибели культурной самобытности современной России, перед творческой интеллигенцией встаёт задача создать новую Русскую школу. Эта школа должна встать за пределы полярной вражды классики и авангарда и научиться объединять разные творческие подходы на стыке разных дисциплин. Таким примером может быть «Ленинградская симфония» в постановке Красноярского театра.
Балет «Ленинградская симфония» Игоря Бельского - первая танц-симфония, и она остаётся энциклопедическим примером, но мы решили создать свою, новую версию. Артисты балета хотели быть ближе к идее непобедимости русских воинов и полностью отдались созданию образов, в том числе, Смерти и Душ погибших воинов. Как показывает наша история, русский человек имеет невероятную способность к синтезу разных граней жизни. Настоящее принадлежит тому, кто смог создать себе будущее.
- Вы назвали спектакль «Ленинградская симфония», так же, как известный балет Игоря Бельского. ..
- «Ленинградская симфония» Шостаковича, исполненная в блокадном Ленинграде, стала символом победы советских воинов и ленинградцев, а наш спектакль именно об этом. Этот спектакль - колоссальная работа нового поколения артистов, которое уже далеко от того времени. Задача хореографов была пропустить через души артистов весь ужас блокады, при этом воспитать гордость за подвиг русских людей, которые выстояли в блокадном Ленинграде и победили в войне.
- Наталья, как рождалась конкретные танцы, пластика? Что способствовало хореографическому рождению образов?
- Все началось с прослушивания «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича и прочтения романа Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», дневника Тани Савичевой. Затем режиссёр-постановщик поставил мне конкретные задачи. Определились с персонажами, а дальше музыка направляла. Я пересматривала старые фотографии моих бабушки, дедушки, родителей, смотрела много фильмов о Великой Отечественной войне , чтобы проникнуться атмосферой того времени. Некоторыми персонажами нашего спектакля были люди. Обычные горожане, которые работают на заводе, и я подумала о том, что их пластика должна напоминать чётко выверенные движения шестерёнок и разных станков. Так же девушки-студентки - молодые, весёлые и озорные. В общем, народ города.
-Сразу ли солисты и кордебалет восприняли Вашу хореографию?
- Перед началом работы я зачитывала фрагменты из романа Астафьева и рассказывала о том, какими были советские люди, и артисты с большим интересом восприняли хореографию и с энтузиазмом начали работать. Помимо этого, они даже пытались что-то предлагать и шли на контакт, а это очень важно для хореографа, а для меня особенно, ведь это был первый мой опыт полноценной постановки.
-Что вы, как исполнительница роли ленинградской девушки, чувствовали, когда танцевали эту партию?
- Осознание моего персонажа происходило постепенно, пока шёл постановочный процесс. Я пыталась представить себя на месте жительницы довоенного Ленинграда, которая любит свой город, мечтает о будущем. И вдруг пришла война, и всё, что было дорого, рухнуло. И она, как и все жители города, встала на его защиту. Я вспоминала рассказы моей бабушки (она ветеран Великой Отечественной войны) о мирной жизни и об ужасах войны, и это очень помогало в работе над спектаклем.
- Есть ли для артиста балета разница - танцевать свою хореографию или чужую?
- Свою хореографию танцевать всегда легче, пластика движений отражает твои личные эмоции и способности твоего тела, а когда учишь чужую хореографию, ты должен повторить именно те эмоции и пластику, которые придумал другой человек. А это бывает очень сложно. Но хореограф всегда сначала погружает тебя в атмосферу постановки, чтобы ты смог всё точно повторить.
- Сергей, не страшно ли было ребятам танцевать войну? А Олесе Алдониной - Смерть?
- Наши артисты не верят в предрассудки, им часто приходится играть смерть.
-Что считаете самой удачной режиссёрской находкой в этом балете?
- Сцену с сапогами. (В сцене начала войны с колосников на сцену с грохотом падают кирзовые сапоги в большом количестве, артисты их надевают и в них танцуют. –Л.Л.) Когда я учился в хореографическом училище, нам педагоги говорили: «Вот не возьмут в театр, и пойдёшь служить в кирзовых сапогах», а тут целая сцена балета в сапогах. Такого точно ещё не было (улыбается).
Наталья Боброва