Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2019 г.
  4. № 50 (6717) (11.12.2019)
Литература Библиосфера Рецензия

Спасение словом

11 декабря 2019

Андрей Аксёнов. В этот раз я родился… или Путешествие Души. – М.: Издательство «У Ни­китских ворот», 2019. – 496 с.


Роман Андрея Аксёнова «В этот раз я родился… или Путешествие Души» совер­шенно точно можно отнести к жанру нон-фикшн. Причём к нон-фикшн очень честному и бескомпромиссному, щед­ро сдобренному фантазийной экзотикой. Перед нами худо­жественный пересказ жизни, выполненный умным и тонким человеком, умеющим придать рассказу стройность и выбрать из череды жизненных событий самое интересное. Аксёнов – изумительный наблюдатель за собой, остроумный, доб­рый. А в себе он способен най­ти такие головокружительные миры, о существовании кото­рых до этого не подозревал не только читатель, но и сам автор- рассказчик. Сюжетной заквас­кой, из которой потом выра­стает удивительно качествен­ное тесто, становится болезнь героя, приведшая его на такой край, когда просто необходимо припомнить свою жизнь даже не для подведения итогов, а для того, чтобы зацепиться за что-то и вызволить себя из мучитель­ной трясины.

Художественный метод Аксё­нова строится на том, что он ничего не ретуширует. Обладая стопроцентным писательским зрением, он предлагает читате­лю так настроить свою оптику, чтобы видеть человека и окру­жающие его явления и целиком, и во всех деталях одновременно.

В начале романа он говорит с предельной правдивостью о своём здоровье, подчёрки­вая особенности собственного физического развития и не стес­няясь упоминать неидеальное тело. И дальше, когда обнару­живает в себе тягу к творчеству и начинает спасаться от личной энтропии через фиксирование событий своей жизни в сло­ве, автор нигде не отступает от правды, не нарушает реалий в угоду сюжетному замыслу.

Аксёнов раскрывает все секреты своей творческой мастерской и делает это так неподдельно, что тому, чему надлежало бы оставаться за кадром, предстоит выйти на первый план и заставить сфо­кусироваться на себе.

Самоирония, тонкий юмор украшают этот роман. Они, как драгоценные камни по барха­ту, рассыпаны по всему тексту: «Теперь хочу описать стол. Если раскинуть руки моего могучего организма, то от края до края всё равно не дотя­нуться, в ширину он, конечно, поуже, но тоже не маленький. На столе разложено очень мно­го текущей документации, которую я периодически (раз в два или три месяца) сдвигаю в урну, удачно расположенную под столом. Сверху стоит не менее могучий, чем я сам, мони­тор в полстола. Преимущество такого монитора в том, что тексты на нём можно читать без очков – это бережёт началь­ственное зрение, а других пре­имуществ нет».

Аксёнов умеет удивлять. Для романиста – это качество наи­важнейшее. Вот только он под­готовил читателя к тому, что будет описывать своё бытие, как взял и воплотился царевну Мар­фу, дочь царя Алексея Михай­ловича. Приём почти постмо­дернистский. Но логика пись­ма, логика писательского зова для Аксёнова на первом месте. А согласно ему каждый может воплотиться в каждого, каждый способен на фантазию, каждый волен промодерировать свою жизнь как чужую вне зависи­мости от времени и эпохи.

Писатель убеждает, что такой приём – не блажь, а художе­ственная необходимость. Спа­сение через слово основано на том, что вера в него безгранич­на. А поэта, как говаривала Цве­таева, «далеко заводит речь». Это верно и для прозаиков.

Исторический контекст рома­на, знание предмета, выстраи­вание образов, а главное, снай­перское попадание в женскую психологию даст фору многим историческим романистам. И фора эта в том, что Аксёнов не зависит ни от какого канона – он создаёт свой канон. И опять чистый нон-фикшн, никаких вульгарных передёргиваний, всё достоверно до мельчайших фактов. Но нон-фикшн не скупо описательный, а очень смысло­во подвижный, своеобразно устроенный.

Аксёнов – автор дерзкий. Однако он не лишён некото­рой композиционной хитрецы. Отправляя читателя на амери­канские горки резкой смены настроений между частями, постоянно поражая новым пово­ротом тем и точек видения, сам он держит бразды правления своего текста крепко и уверен­но, не позволяя ему нигде раз­валиться.

Свою суть он ощущает не только способной на голово­кружительную творческую реинкарнацию, но мыслит себя песчинкой на вселенском берегу, где рядом миллиарды песчинок-личностей, великих и безвестных, где революции и войны происходят не рядом с ним, а вокруг него. Это прида­ёт роману «В этот раз я родил­ся… или Путешествие Души» не только протяжённость, но и так необходимую для совре­менной литературы стереоско­пичность.

Ровно так же, как автор вытя­гивает себя из болота недомога­ния через обрывки воспомина­ний и желание их запечатлеть, рассказчик цепляется за любое впечатление, чтобы погрузить­ся в другую эпоху и совершить то самое путешествие души, что обещано нам в заглавии. Ему достаточно газетной вырез­ки о военном параде времён начала войны, чтобы впустить в себя эпоху, ощутить себя её частью и поведать читателю о своих там, в той эпохе, пере­живаниях, хлопотах, радениях.

Переходы от собственной биографии к биографиям тех, в чьи тела Аксёнов погружает свою душу, смотрятся органич­но. Каждый переход правильно подготовлен и осмыслен.

Несмотря на заявленное в начале романа неофитство, стиль романа вполне зрелый. Видно, что автор пишет то, что хочет написать, и воля пера для него первична только в сочета­нии с бессмертной силой разу­ма и стремлением к гармонии.

Тэги: Книга Замшев Максим
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS