Всё познаётся в сравнении. 12-серийный фильм «Медсестра» показал, чего стоит всё остальное наше «мыло»
После сериального обзора, который был опубликован в прошлом номере «ЛГ» («Жизнь в окошке сериала»), казалось, что тема эта надолго закрыта, но показанная недавно на Первом канале «Медсестра» внесла существенные коррективы в поставленные диагнозы состояния здоровья нашего телекино.
Первый вопрос к Первому каналу: почему «Медсестра» около года лежала на полке, ожидая показа? Чужеродный продукт? Продюсеры, привыкнув к совершенно другому, были не уверены в успехе? Или, может быть, понимали, что подобные фильмы показывают истинную цену всей той сериальной жвачки, которой переполнен телеконтент? Однако сериал показали, большое спасибо за это. Успех несомненный, и рейтинг хороший.
Сериалов и телепередач на темы здравоохранения было множество: от мизантропического британского «Доктора Хауса» до нашего «Склифосовского», от «Доктора Тырсы» до глумливых «Интернов» и гламурных телепередач вроде «Жить здорово» с Еленой Малышевой. Эта тема, как никакая другая, касается всех без исключения. Все рождаются, все болеют, все умирают и все хотят жить. Хотят семьи, детей. Счастья.
В больнице, тем более в отделении сосудистой хирургии, как на войне, смерть рядом ходит – все чувства обостряются, всё быстро доходит до пика, люди проявляются, самоопределяются – «свой – чужой», «плохой – хороший», да плохих здесь и нет. Если человек работает не в частном, а в государственном лечебном учреждении, где платят гораздо меньше, то он уже хороший, а если работает ещё и много, и самоотверженно, потому что иначе не может, то настоящий герой… Профессия врача так же, как солдата и учителя, – миссия, благородная, отважная, жертвенная. И в фильме это не то что доказывается, нет, здесь не звучат слова о служении, о патриотизме, здесь это настолько естественно проистекает из действия, что кажется, что по-другому и не должно быть. Хотя какие-то персонажи иногда и дают слабину (все не ангелы), но всегда выправляются, иначе нельзя. Они все спасатели. Спасители.
Этот «производственный роман-сериал» разбит на 12 новелл-серий, каждая из которых сюжетно основывается на каком-то чрезвычайном происшествии в больнице или городе (хотя в отделении, куда попадают люди с инфарктом или инсультом, всегда чрезвычайная ситуация). Но врачам нужно преодолевать и дополнительные неожиданные трудности: пожар на ТЭЦ, отключение электричества, печально знаменитая московская жара, автоаварии со множеством пострадавших… Это, так сказать, фон, среда, в которой развиваются сложные отношения между героями сериала: медиками и пациентами: в каждой серии на первый план выходит какой-то важный этап этих взаимоотношений. Любовных отношений.
Говорят, производственные романы – самые крепкие. Когда любишь дело, которым занимаешься, когда посвящаешь ему всё свое время, потому что дело это в высшей степени достойное, это естественно. И для молодых, и не очень. Тут спектр очень широкий: от юношеской влюблённости до любви людей в самом преклонном возрасте. И социальный спектр тоже широк. Скорая кого только не привозит, ведь все под Богом ходят: благополучные буржуа и бомжи, пенсионеры и грудные младенцы, наркоманы, артисты, сектанты, звучит даже актуальная спортивная тема (допинг и анаболики). Авторы сценария Мария Кулиджанова и Ирина Резванова с режиссёром Михаилом Журавкиным подробно расписали все многочисленные линии, на которых держится «чувственный каркас» фильма. Сценарий насыщен событиями – очень густой, плотный и в то же время прозрачный, воздушный, светлый. Здесь любят все. У каждого героя, у каждого даже эпизодического персонажа есть своя «история болезни»: биография, характер, звёздные мгновения и обидные «косяки», у каждой любовной линии (а их в сериале одновременно развивается минимум три) есть начало, кульминация и финал. Диалоги так просты и естественны, что их не замечаешь, так как следишь не за словами, а за движениями души героев, их поступки оправданны и понятны. Никакого пафоса, будни ежедневного подвига. Наверное, у работников больниц к создателям сериала есть какие-то претензии по «профессиональной части», но, уверен, они прощаются, потому что в сериале есть главное – пушкинское «правдоподобие чувствований». Артисты играют очень хорошо, достоверно. Все. Как будто следуют заветам системы Станиславского: «Играть нужно не талантливо, не ярко, не правдиво… а ВЕРНО». И тогда получается и ярко, и талантливо, и правдиво, и ты веришь каждому актёру и благодаришь режиссёра, собравшего прекрасный актёрский ансамбль и верно его настроившего.
В сериальной больнице есть комната под названием «Сестринская». Не знаю, бывают ли такие и вообще бывают ли такие клиники с такой концентрацией добра и служения людям, но сёстры здесь чудесные. Конечно, не монашки, но ухаживающие за больными, как будто это монашеское послушание: и мечтающая стать актрисой, но, видимо, на всю жизнь прикипевшая к больнице Ирина (Илона Гайшун), и смиренная узбечка-сиделка Бося (Регина Хакимова), и влюблённый в Лилю вечный абитуриент медбрат Шурик (Андрей Шибаршин), и дочка главной героини, решившая идти по стопам матери Женя (юная Елизавета Кононова)… Надеюсь, после просмотра сериала многие школьники выберут профессию медика, а те, кто уже выбрал, приободрятся.
Необходимо упомянуть и очень разные эпизодические роли, замечательно сыгранные Еленой Санаевой (мать Анны) и Еленой Волковой (её свекровь), а также Александрой Ребенок (живущей верой и надеждой, что муж выберется из комы), Андреем Ташковым (тренер, дающий своим питомцам допинг), Леонидом Громовым (трогательный, влюбившийся в медсестру инфарктник) и Алексеем Кравченко (сумасшедший полковник, который требует дать ему наркотик: «Сколько денег хочешь?», а потом стреляющий в Анну), Сергеем Беляевым (олигарх, который медсестре доверяет больше, чем жене и детям). И конечно, участие в сериале великих Тамары Сёминой (старая актриса) и Станислава Любшина (её друг) обогатило его мудрой добротой.
Конечно, скажут: таких больниц не бывает, эта – какая-то идеальная. Отвечу: бывает, были и есть замечательные неподкупные врачи и самоотверженные заботливые сестрички. А идеальных клиник нет, но без идеалов жизнь превращается в мещанское прозябание – да, подчас комфортное, но прозябание. Если бы сериал о медиках снимал кто-нибудь из наших «фестивальных» режиссёров, то получился бы «взгляд из утки», мы бы увидели беспросветную картину с продажными некомпетентными лекарями, с циничными сёстрами в грязных халатах и несчастным быдло-контингентом пациентов. На подобное мы уже насмотрелись в «Школе» Гай Германики.
Задумаемся: а какое ещё «производство» достойно такого же «идеального», духоподъёмного производственного сериала? Чтобы хотелось этой сфере деятельности посвятить жизнь? Могут ли появиться сериалы «Банк», «Биржа», «Супермаркет», «Таможня», «Управляющая компания» «РЕУ» «Шоу-бизнес», «Ресторан»? Да разве что разоблачительно-сатирический или комедийный, как «Кухня» на СТС. Потому что воспевать тех, кто самозабвенно делает деньги, пилит бюджет, обманывает одних и обворовывает других, у нас пока не принято. Попытки были, но зритель их не принял.
Кстати, о шоу-бизнесе. Сразу после окончания последней серии «Медсестры» пошёл «Вечерний Ургант», куда были приглашены Олег Фомин (героический завотделением) и милая Аглая Шиловская (медсестра Лиля). Только что они отчаянно боролись за жизнь тяжелораненой старшей сестры, а тут стушевались под бдительным ироническим оком ведущего – он мастер «снижать пафос» и высмеивать всё, что не имеет отношения к шоу-бизнесу.
На прошедшей неделе на Первом канале была настоящая «мировая звезда, самая скандальная актриса Голливуда», прославившаяся связью с сыном русского олигарха Линдси Лохан, которая «дала откровенное интервью Андрею Малахову». Она чем-то напомнила другую мировую звезду – порноактрису Сашу Грей, которая пару лет назад удостоила своим присутствием программу Ивана Урганта. Какие там медсёстры, вот настоящие героини, вот с кого надо брать пример? Это второй вопрос Первому.