С интересом прочитав статью Александра Щипкова «Возвращение Исаакия» («ЛГ», № 1–2, 2017), хотел бы поделиться своими сомнениями по вопросу отношений между государством (властью), церковью и народом.
Во времена начальной стадии реставрации капитализма у нас стали относиться к вере с сочувствием, а к священникам – с почтением. Но сейчас, как мне кажется, ренессанс православия в России заканчивается. Насколько я знаю, число воцерковлённого населения не растёт и остаётся по-прежнему небольшим. Но что несомненно – «симфония властей» существует. Эта же «симфония властей» существовала, кстати, и в самодержавной России. Может быть, лишь взаимодействие между ними было другим.
Если верны слова архимандрита Тихона, что церковь спасут, образно говоря, белые платочки, то сейчас, когда число православных храмов всё увеличивается, содержать их на свои рубли «белые платочки» явно не в состоянии. Совершенно неизвестен размер пожертвований на церковь со стороны бизнеса. Хотя, видимо, разумно, что это не афишируется. При этом считается, что у государства денег не хватает даже на первоочередные социальные нужды. Что же будет?
В новейшее время в нашем городе Старая Русса число вновь открытых храмов в пропорции прямо обратно числу закрытых предприятий. В связи с этим у меня возникает вопрос о возможности «симфонии» церкви с народом.
Евгений Колесов, Старая Русса
С немецким акцентом
Статья Сергея Корнилова «Вдохновлённые Кёнигсбергом»» («ЛГ», № 3, 2017) – в яблочко. Почитание «германских корней» доведено у нас до абсурда. Пять лет живу в Калининградской области – в Янтарном, где в честь основателя янтарной мануфактуры Морица Беккера существуют: парк Беккера, конюшня Беккера, кафе «Беккер», ресторан «Беккер», гостиница «Беккер» – и это на шеститысячный посёлок. Рядом – усадьба Вершково, которую называют «Варшкен». А ещё взгляните на гугл-карту. Светлогорск там только в названии, а водонапорная башня, вокзал, кирха – «Раушен». В соседнем Отрадном те же объекты именуются «Георгиенсвальде». Да и автобусы области находятся в ведении «Кёнигавто»... Понимаю, что живу на территории бывшей Пруссии, что прошло всего 70 лет, но ведь 40 из них советский Калининград жил по-другому. Потому что власть объединяла своей скрепой – советской властью, коммунистической идеей. Скрепу вынули, как позвоночник, и голова провалилась в задницу, то ли по закону жизни, то ли по закону анатомии.
Владимир Жуков, Янтарное