В Москве прошёл Всероссийский конкурс сценарного мастерства в рамках образовательного проекта «Метод» (Фабрика контента), реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Организаторами конкурса выступили АНО «Центр кинофестивалей и международных программ» совместно с АНО «Креативная экономика», дирекцией «Российской креативной недели» и продюсерским центром «Мувистарт».
Главная задача этого творческого форума – выявить талантливых авторов, создающих конкурентоспособный отечественный контент: идеи, синопсисы, сценарии, книги, видеоигры. «Метод», названный в честь одного из самых рейтинговых российских сериалов, стартовал в январе и уже через два месяца собрал более десяти тысяч заявок из 58 регионов – показатель беспрецедентный за всю историю столичных и региональных питчингов (презентаций проектов). Это мгновенно сделало его самым крупным конкурсом, проводимым за последние восемь лет на территории России.
А дальше началась высочайшая конкуренция: из десяти тысяч заявок в отобранный «длинный список» вошло 103 соискателя из 24 регионов, которые и были приглашены в Москву с 17 по 21 марта на образовательный интенсив по сценарному и писательскому мастерству от ведущих игроков книжной, медиа- и киноиндустрии. У начинающих авторов появилась уникальная возможность лично познакомиться с крупнейшими сценаристами, продюсерами и писателями, присутствовать на их лекциях и мастер-классах.
В течение четырёх дней лекции транслировались онлайн во «ВК» и на сегодняшний день доступны на официальной страничке «Метода». Александр Сашин, член Союза кинематографистов, креативный продюсер и кинодраматург, представил тему «Герой кино и герой сериала». Писатель и сценарист Александр Цыпкин познакомил слушателей с «Технологией создания истории, основанной на реальных событиях». Олег Богатов, руководитель сценарного агентства «Лига Кино» и креативный продюсер кинокомпании «Приор», выступил с лекцией «Что общего и какие различия в сценариях полного метра и сериала». А исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов познакомил участников конкурса со стипендиальной программой «Автор», в рамках которой, кстати, начинающие сценаристы могут получать стипендию в размере 150 000 рублей в течение девяти месяцев и создавать свои проекты под руководством ведущих редакторов Фонда кино.
Во второй половине дня конкурсанты для практической работы делились на группы по 10 человек. Каждую из них возглавляли два наставника (тьютора). В их число вошли четырнадцать лидеров российской киноиндустрии: Александр Архипов – главный редактор кинокомпании СТВ, Олег Богатов – креативный продюсер, Андрей Апостолов – главный редактор киностудии «Ленфильм», Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России, Алексей Воробьёв и Екатерина Матвиенко – креативные продюсеры и сценаристы компании «Проспект Продакшн», а также кинодраматург Александр Сашин, креативный продюсер Роман Картушин и другие. Мастера помогали дебютантам прорабатывать драматургию, характер героя, подсказывали идеи по сюжету или теме произведения. Затем к обсуждению подключались остальные участники, и начиналось настоящее счастливое творческое безумие – шквал новых идей, новых историй и новых проектов.
Самое волнительное для конкурсантов событие случилось 20 марта в Российской государственной национальной библиотеке, когда в 14.00 Дмитрий Якунин, генеральный продюсер продюсерского центра «Мувистарт», назвал имена финалистов, отобранных наставниками по итогам практических занятий, – ровно через сутки они выйдут на финальный питчинг защищать свои проекты.
21 марта двадцать пять авторов представляли на суд экспертной комиссии свои проекты. Питчинг проходил в двух категориях: «Игровое полнометражное и анимационное кино» и «Игровые и анимационные сериалы». В состав жюри, которому предстояло выбрать лучшие сценарии, вошли знаковые персоны современной отечественной киноиндустрии: генеральный директор группы компаний ГПМ КИТ Газпром-Медиа Кит Андрей Терешок, известный кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина, исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев, директор редакции художественной литературы издательства «Эксмо» Александра Шипетина, генеральный продюсер AP Entertainment Дмитрий Рудовский, главный креативный продюсер, сценарист 1-2-3 Production Андрей Смиян и другие представители киноотрасли. После жарких споров была объявлена шестёрка работ-победителей:
В категории «Игровое полнометражное и анимационное кино»:
«Аля в облаках» Василины Свиридовой (Москва);
«Стена» Фёдора Бабенко (Санкт-Петербург);
«Добыча» Амита Камбодж (Тюмень).
В категории «Игровые и анимационные сериалы»:
«Средняя школа выживания» Артура Чернушкина (Ростов-на-Дону);
«Книга степей. Табун» Анны Гуриной и Михаила Мерзликина (Москва, Абакан);
«Ушкуйники» Алексея Адамова (Москва).
Василиса Свиридова в своём сценарии рассказывает о маленькой алтайской девочке-шаманке, которая отправляется в мир облаков, чтобы вернуть себе маму. Работа Фёдора Бабенко посвящена альпинизму: в его «Стене» последняя сборная СССР покоряет самый сложный горный маршрут – южную стену Лхоцзе. Амит Камбодж рассказывает историю поиска геологом Фарманом Салмановым самого крупного нефтяного месторождения в мире. Артур Чернушкин представил историю маменькиного сынка из 7-го «А», который пытается выжить в мире, где исчезли все взрослые. В сценарии «Книга степей. Табун» – очень крупном региональном проекте – действие разворачивается в Хакасии, где у трёх подростков чёрные призраки воруют табун лошадей. Пытаясь вернуть лошадей обратно, дети попадают в параллельный мир, где выясняют, что армия повелителя царства мёртвых Эрлик-хана готовится напасть на мир людей. А Алексей Адамов повествует о купеческом сыне, которому предстоит выжить и повзрослеть в путешествии среди русских пиратов XIV века.
Со всеми победителями уже начаты переговоры о сотрудничестве и реализации их проектов с крупными продюсерскими компаниями и медиахолдингами. А те работы, которые не вошли в шестёрку победителей, но понравились представителям платформ и компаний, взяты в разработку и дальнейшую реализацию. Кроме того, все участники «длинного списка» получили приглашение в сценарный клуб «Метод» – закрытое сообщество для участников конкурса и лидеров индустрии.
Наверное, очень скоро российский рынок пополнится новыми фильмами и сериалами.
________________________________________________________________________________
Прямая речь
Алексей Фурсин, глава Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы:
– Мы планируем создать сообщество сценаристов, где будет производиться конкурентоспособный продукт в поддержку традиционных культурных ценностей, современных российских героев и их историй успеха. «Метод» позволит решить проблему нехватки молодых, квалифицированных и конкурентоспособных российских специалистов в области сценарного и писательского искусства.
Галина Сыцко, заместитель директора по социокультурным программам Фонда «Росконгресс»:
– Я искренне считаю, что чем больше таких или подобных мероприятий, конкурсов, лабораторий, тем выше будет уровень заявок, проектов и фильмов.
Татьяна Шумова, президент центра кинофестивалей и международных программ, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», почётный гражданин Республики Хакасия, генеральный продюсер конкурса «Метод»:
– В наш лонг-лист попали 104 автора. И то, что они попали в эту сотню из более чем 10 тыс. присланных нам работ, уже свидетельствует о победе. Что пожелать? Чтобы вы понравились продюсерам, а со своей окончательной продукцией – зрителям. Ведь конечная цель того, для чего мы работаем – это спасать мир великой силой российского искусства.