
Вероника Крашенинникова, политический аналитик, исследователь
Спустя полтора месяца после Аляски видно: встреча президентов была пиком надежд. Затем риторика Трампа в отношении коллеги становилась всё более негативной. Заявления о «разочаровании» следовали одно за другим. Теперь, по мнению Трампа, лидеру РФ «следует остановиться». Трамп признаёт: сначала полагал, что конфликт на Украине станет «самым лёгким» благодаря личным отношениям с президентом России.
Неделю назад появилось заявление, которое многих привело в шок. Трамп сделал резкий разворот: «После ознакомления и полного понимания военно-экономической ситуации между Украиной и Россией, ...я думаю, что Украина при поддержке Евросоюза в состоянии бороться и ВЕРНУТЬ всю Украину в её первоначальном виде». Предсказывая РФ крупные экономические проблемы, Трамп пообещал военную поддержку без ограничений по использованию: «Мы будем продолжать поставлять оружие НАТО, чтобы НАТО делало с ним всё, что захочет». Трамп не исключил, что страны НАТО могут сбивать самолёты РФ, которые залетают в их пространство.
Это самый резкий для президента США зигзаг риторики. Но сколь бы вызывающими ни были слова, реальные действия важнее. Что же в реальности? Вашингтон успешно перекладывает финансовое бремя военной поддержки Киева на Европу, и та почти безропотно это на себя принимает. В то время как, по словам Трампа, «мы зарабатываем деньги на конфликте, так как они (Киев) покупают наше оборудование». Также по нарастающей Трамп принуждает покупателей российской нефти отказаться от неё: к Индии и КНР добавилась Турция, чью лояльность себе Вашингтон пытается укрепить, и даже Венгрия. Вице-президент Вэнс вторил шефу, пообещав Москве «очень дурные» последствия, если она откажется от «добросовестных» переговоров с Киевом. Вэнс подтвердил, что обсуждается передача Украине даже дальнобойных ракет «Томагавк», способных поражать цели в глубине России.
Примечательно, что в Европе консервативные союзники трампизма (о поддержке которых Вэнс заявил в Мюнхене ещё в феврале) быстро уловили разворот и поспешили подтвердить поддержку «старшего брата». Например, лидер крайне правой «Альтернативы для Германии» А. Вайдель высказалась так: «Я считаю, что и Россия должна быть призвана к деэскалации. Не стоит испытывать терпение Дональда Трампа и лишать его возможности сохранить лицо в мирных инициативах».
Самоустраняясь (по крайней мере на словах) от украинского урегулирования, Трамп занялся «внутренними врагами». Он подписал указ о признании движения «Антифа» террористической организацией, назвав «Антифа» «больной, опасной, радикально левой катастрофой». Тот факт, что организации как таковой не существует, позволяет назначать её членами и сторонниками любых неугодных власти людей. Ими займётся Национальный антитеррористический центр. Параллельно глава министерства войны, как теперь именуют Пентагон, Пит Хегсет вызвал сотни своих генералов и адмиралов со всего мира, чтобы внушить им, по официальной версии, новые стандарты воинского духа. Намечено, что выступит и Трамп.
Использование армии на своей территории в США запрещено, кроме случаев, связанных с угрозой нацбезопасности. Однако определение «врагов» у администрации Трампа становится всё шире. Разобравшись с внутренними, трампизм может перебросить свою мощь на внешних. Прежде всего на тех, в ком Трамп слишком сильно «разочаруется».