Владимир Сухомлинов, обозреватель «ЛГ»
На обложке свежего номера журнала «Русская мысль» – фотография встречи на Эльбе в 1945-м: наши и американцы тянутся друг к другу с рукопожатиями. Под снимком – изображение марки 1975 года в честь экспериментального космического полёта СССР и США «Союз» – «Аполлон». Номер посвящён истории богатейших отношений между нашими странами и народами. Что называется, от царских времён до наших дней.
Кажется, это было в другой жизни. И было ли? Было! Великий американский поэт Уолт Уитмен писал в 1881-м: «Наши страны так схожи…» Возможно ли возобновление взаимовыгодного сотрудничества крупнейших ядерных государств, сошедшее почти на нет в последние годы? А на Украине мы находимся фактически в прямом противоборстве. Соответствует ли это интересам и потенциалу России и США? Об этом шёл разговор на презентации, которая состоялась в понедельник в Москве в Музее военной формы.
Высокую оценку упомянутому номеру «Русской мысли» дал почётный гость презентации – заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Алексеевич Рябков. Было заметно, что он не дежурно пролистал его, а глубоко ознакомился с содержанием. Также понравился выпуск Александру Ивановичу Удальцову, видному дипломату, исполнительному директору Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Без помощи фонда журнал бы попросту не вышел.
Отвечая на вопрос «ЛГ» по украинской тематике, Сергей Рябков отметил, что прогнозировать исход новых контактов в Женеве сейчас не возьмётся никто, подчеркнув, что наши переговорщики имеют чёткие указания «действовать в рамках, согласованных президентами в ходе их встречи в Анкоридже. Без этого успеха не достичь. Мы должны обеспечить, чтобы потенциальная договорённость носила устойчивый характер, а это значит, что она должна охватывать урегулирование вопросов, которые относятся к разряду первопричин этого конфликта… Исходим из того, что будут приложены максимальные усилия для выхода именно на эти рубежи. По-другому просто нельзя».
Наверняка такой подход отвечает общественным ожиданиям. Наши граждане ждут, о чём можно судить и по почте «ЛГ», что тут отступлений не будет и удастся отстоять именно такой подход.

Ещё один вопрос «ЛГ» касался перспектив Совета мира, первое заседание которого намечено на 19 февраля в США. Сергей Рябков оценил это так: «Мы видим устойчивую тенденцию у нынешней администрации США к замещению, если хотите, не устраивающих её по тем или иным причинам структур, механизмов, элементов международной архитектуры решениями и подходами, которые формируются и определяются если не исключительно Вашингтоном, то в любом случае так, чтобы Вашингтон имел в этих новых структурах и механизмах возможность решающего слова. Это ставит перед международным сообществом целый ряд вопросов».
«Наша позиция применительно к Совету мира открыта, – отметил Сергей Рябков. – Мы продолжаем изучать, анализировать весь набор предложений и тех элементов, которые связаны с порядком функционирования структуры, её охватом. Президент России высказывался вполне определённо, и даже было заявлено, что Россия готова выделить 1 миллиард долларов из наших активов, замороженных в США, для финансирования задач по восстановлению Газы. Почему эта тема возникла? Такой «платёж» определён американскими инициаторами в качестве цены «входного билета» в Совет мира. Мы посмотрим, кто, на каком уровне, в каком масштабе и с каким охватом примет участие в вашингтонских мероприятиях 19 февраля. Спешки нет. Работаем на этот счёт спокойно».
Коснулся Сергей Рябков и актуальной темы реформы ООН, подчеркнув, что вопрос требует учёта коренных интересов России: «Это касается всех звеньев функционирования ООН. Мы намерены добиться, чтобы ООН при реформировании преодолевала некоторые искажения своей изначальной сбалансированности, в том числе кадровой. Искажений в пользу государств исторического Запада, граждане которого занимают подавляющее большинство ключевых постов в организациях системы ООН. О сбалансированности, политической и географической, в такой ситуации говорить не приходится».

«Реформенная повестка дня обширна, – отметил заместитель министра. – Мы будем продолжать работать над укреплением многосторонности и международного права в качестве безальтернативной базы дальнейшего развития отношений между странами и народами. В этом нас поддерживают очень многие на Глобальном Юге и Востоке. Число свидетельств интереса к такой линии и её поддержки множится. Это особенно ярко смотрится на фоне однобокой, узкоэгоистической политики исторического Запада, который, можно сказать, погрузился во мрак неоколониализма и не находит в себе силы вести равноправный честный диалог с другими акторами на международной арене, с теми, кто привержен суверенному пути во внешней политике и во внутренних делах. Всё чаще Запад прибегает не только к санкциям, но и к открытому силовому нажиму на «неугодных». Этому мы противопоставляем возможность взаимодействовать в широких форматах, в коалициях меняющейся геометрии, в сетевых структурах, которых тоже немало. Всё это становится новой реальностью второй четверти XXI века».
Научный сотрудник Института стран СНГ, автор нашей газеты Руслан Панкратов (его материал о странах Прибалтики читайте в этом номере) поинтересовался, какие усилия прилагаются, чтобы добиться освобождения из литовской тюрьмы бездоказательно отбывающего там пожизненное заключение бывшего советского омоновца Константина Никулина. Сергей Рябков сказал, что «нет ни одного случая невнимания к судьбам, подобным судьбе Константина Никулина». И заверил, что работа по изменению его участи будет продолжена.

Присутствовавший на встрече журналист из США спросил, как поступать с его страной, как её остановить в агрессивной политике. При этом коллега отметил ответственный подход российского руководства, его выдержку. В ответе Сергей Рябков, в частности, заметил, что в нашей стране также слышны голоса в поддержку максимально жёстких ответов. Но это же выход на новый виток эскалационной спирали как минимум. Вряд ли это правильный путь, подчеркнул заместитель министра. Есть в Америке влиятельные группы, настроенные на нанесение России стратегического поражения, но факт, что при второй администрации Трампа не только в документах и риторике, но и в практических действиях появляются, так сказать, «просветы», проявления здравого смысла. Не воспользоваться этим для стабилизации обстановки было бы безответственно. Сергей Рябков прямо сказал: «Я больше склонен рассматривать угрозы и риски в безоглядной, безудержной политике по накачиванию милитаризма и материального, и идеологического, и политического, что мы видим в странах Евросоюза, у евробюрократии. Именно они сегодня составляют основную «партию войны», предпринимают шаги, которые ранее не позволили выйти на приемлемые рамки урегулирования применительно к Украине». Заместитель министра подчеркнул, что мы не должны поддаваться эмоциям, должны быть на высоте ответственности перед собой, перед теми, кто живёт в нашей стране, перед грядущими поколениями. «Сейчас нельзя наделать ошибок», – резюмировал Сергей Рябков.
Были ещё вопросы, в том числе о наших соотечественниках, проживающих в США, и о самих гражданах США, которых преследуют за связи с Россией, о молодёжных обменах между нашими странами, о судоходстве в арктических водах, о Кубе, которая переживает тяжелейший период.
В заключение заместитель министра, чьё время на встречу уже истекало, заметил, что есть золотое правило решать вопросы по мере их поступления. «Куба как раз такой вопрос. Позвольте поеду им сейчас заниматься?» – попросил он с улыбкой. Ответом стали аплодисменты.