Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2018 г.

«СРЕДИ РАССЕЯННОЙ МОСКВЫ…»

18 сентября 2018

Александр Маленко,
Бахчисарай


 

Москва Онегина встречает

Своей спесивой суетой,

Своими девами прельщает,

Стерляжьей потчует ухой...

 

Уходя с Курского вокзала в город, я всякий раз вспоминаю эту строфу. Чем не современная Москва! Как суетилась и шумела она два века назад, так шумит, суетится, да ещё и спешит она сегодня. Рев транспорта, отрешенные глаза людей, беготня в метро по эскалатору, спесивые лица новоявленных «москвичей»… Не моя это Москва. Моя – другая. Есть в ней то, чего нет ни в одном городе мира. Она приветствует своего гостя подслеповатыми окнами боярских палат, тишиной кварталов и домов пушкинского времени, мемориальной торжественностью Музея Пушкина, церквей, монастырских кладбищ, памятников на могилах современников поэта, возможностью взять в руки почтенные фолианты времен Карамзина и Пушкина.

В этот раз я здесь проездом. Поезд на Псков уходит вечером. Поеду-ка я в мой старый, мой любимый Донской монастырь, навещу знакомые могилы. Не был там лет двадцать. Пора! В пушкинские времена москвичи относились к нему как к неотъемлемой части городской жизни. В «Записке о московских достопамятностях» Карамзин отметил: «Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь; почти все приближаются к нему с умилением и слезами: ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества».

Станция метро «Шаболовская». «Вынырнув» из людского водоворота, вижу купола храмов. Ещё несколько минут – и я в монастырском некрополе. Новых захоронений нет, за исключением одного – Александра Солженицына. Формирование монастырского некрополя пушкинского окружения продолжалось до первых лет двадцатого столетия. Изучение же Донского монастыря, осмысление его как пушкинского места продолжается и поныне.

Что знаем мы об отношении Александра Сергеевича и его предков к святой обители? Их связи с монастырём прослеживаются уже с 90-х годов XVII века, когда боярин Матвей Степанович Пушкин судился с монашеской обителью, во владениях которой, по мнению боярина прятались его беглые крестьяне. В 1711 году стольник Иван Калинович Пушкин насильно отчуждал спорные угодья у монастырской приписной Тихоновой пустыни. Спустя 4 года после этих событий, в соборной церкви монастыря, в её Сергиевском приделе, появилась могила стольника, богатого вдовца Никиты Борисовича Пушкина. Надгробие с его могилы утеряно, однако известна надпись, находившаяся на нём. Исследователь А.Г. Налетов опубликовал её полный текст: «1715 года генваря 18-го дня, на память уже во святых отец наших архиепископов александрийских Афанасия и Кирилла, преставился раб божий стольник Никита Борисович Пушкин, во иноцех нареченный Нифонт, рождение его сентября 8-го дня, тезоименитство его сентября 15-го числа. Жития его было 94 года и 5-ть месяцев и 14 дней и погребен против сея таблицы: «Боже духов всякия плоти, упокой душу раба твоего и со всеми праведными, в тя верующими».

Автор публикации сообщает, что Н.Б. Пушкин постригся в монахи в Троице-Сергиевом монастыре, и предполагает, что «Впоследствии старец Нифонт перешёл в Донской монастырь, разумеется, за вклад». Не сохранилось надгробие и на могиле Льва Александровича Пушкина, деда поэта, умершего 25 октября 1790 года и похороненного в левом приделе малого собора. О буйном нраве Льва Александровича его внук писал в 1830 году в «Родословной Пушкиных и Ганнибалов».

В январе 1802 года на монастырском кладбище упокоилась Ольга Васильевна Пушкина, вторая жена Льва Александровича, урожденная Чичерина, родная бабушка поэта. Начало этой фамилии положил итальянец Афанасий Чичери, прибывший в Москву в 1472 году в составе свиты Софии Палеолог, один из телохранителей принцессы. Чичерины стали прямыми предками Александра Сергеевича по женской линии.

В 1810 году семье Пушкиных пришлось дважды побывать в монастыре в связи с похоронами скончавшихся в младенческом возрасте Софии и Павла, родных сестры и брата 11-летнего Саши Пушкина. В 1819 году здесь была погребена прабабушка Александра Сергеевича Н.А. Пушкина, урожденная княжна Волконская, дочь князя А.М. Волконского и Е.М. Самариной, жена Михаила Алексеевича Пушкина. 14 октября 1824 года этот скорбный список пополнился. Умерла тётка поэта Анна Львовна. В некрополе монастыря находятся также могилы Матвея Михайловича Солнцева, умершего 10 ноября 1847 года. Его жены Елизаветы Львовны, тётки поэта, двух дочерей – Екатерины Матвеевны и Ольги Матвеевны Солнцевых. Здесь 23 августа 1830 года Александр Сергеевич похоронил своего «парнасского отца» – дядю Василия Львовича – литератора, задававшего тон литературной жизни Москвы начала XIX века. Племянник присутствовал на отпевании умершего в монастырской церкви Никиты Мученика. В 1838 году здесь похоронили знакомых Пушкина В.С. Огонь-Догановского, спустя 18 лет – П.Я. Чаадаева. 1870 год отмечен появлением ещё двух могил друзей Пушкина: С.А. Соболевского и Н.М. Смирнова. Жена последнего, А.О. Смирнова, знаменитая «черноокая Россети», была похоронена рядом с супругом в 1882 году. Последней в этом ряду стала могила старшей дочери поэта Марии Александровны Пушкиной-Гартунг, умершей в 1919 году. Как видим, причин для посещения монастыря у поэта было немало.

Поклонившись могилам, возвращаюсь в центр города, на Моховую. Моховая, 18 – старое здание Императорского Московского университета. 27 сентября 1832 года, о чём сообщает мемориальная доска, Пушкин, приглашённый товарищем министра народного просвещения С.С. Уваровым, присутствовал на лекции профессора русской словесности И.И. Давыдова, в левом крыле здания.

И.А. Гончаров вспоминал: «Пушкин был в то время для молодёжи все… Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга… И вдруг этот гений, эта слава и гордость России – передо мной в пяти шагах! Я не верил глазам. Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы: «Вот вам теория искусства, – сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, указывая на Давыдова, – а вот и самое искусство», – прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную. Мы все жадно впились глазами в Пушкина. Давыдов оканчивал лекцию. Речь шла о «Слове о полку Игоревом». Тут же ожидал своей очереди читать лекцию, после Давыдова, и Каченовский. Нечаянно между ними завязался, по поводу «Слова о полку Игореве», разговор, который мало-помалу перешел в горячий спор. «Подойдите ближе, господа, это для вас интересно», пригласил нас Уваров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить, как велико было наше наслаждение – видеть и слышать нашего кумира. Я не припомню подробностей их состязания, – помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож». Через несколько дней после посещения Московского университета Пушкин в шутливом тоне сообщал жене о своём споре с Каченовским: «На днях был я приглашен Уваровым в университет. Там встретился с Каченовским (с которым, надобно тебе сказать, бранивались мы, как торговки на вшивом рынке). А тут разговорились с ним так дружески, так сладко, что у всех предстоящих потекли слезы умиления».

По Большой Никитской я спешу туда, где ещё не бывал – к храму «Большое Вознесение» у Никитских ворот (дом № 36), месту бракосочетания поэта с Н. Гончаровой. Обозначали его и по-другому – «что на Царицыной улице», поскольку рядом с Большой Никитской был двор царицы Натальи Кирилловны, жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I.

Вижу храм и радуюсь этому прекрасному творению прошлого. Он не только не потерялся в окружении более поздних построек, но по-прежнему доминирует на площади. Впервые деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Строжах» (так назывался этот район города у Никитских ворот) упоминается в 1619 году.

Любопытный факт: в XVIII веке в приходе Вознесенской церкви находился дом майора А.В. Потемкина, отца всесильного князя Г.А. Потемкина-Таврического, молодые годы которого прошли здесь. Да и сам князь планировал в 1781 году на своем участке, недалеко от старой церкви, построить «храм новый, великолепный, служащий монументом имени моему», который, как предполагалось, станет собором лейб-гвардии Преображенского полка. Почему Преображенского? Самое время вспомнить: полковником там была Екатерина II. Светлейший – подполковником. Выполнить задуманное ему не удалось.

История нового храма началась в 1798 году. А поскольку денег на стройку, как всегда не хватало, дело затянулось. К лету 1812 года была выстроена и «отделана совершенно» только трапезная часть церкви, куда из старого храма перенесли утварь. Строительство закончилось в 1836 году. Где же венчались Наталья Гончарова и Александр Пушкин? В трапезной. Метрическая книга «Большого Вознесения» сообщает: «Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился 10-го класса Александр Сергеичь Пушкин 1-м браком понял за себя коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова дочь девицу Наталию Николаевну Гончарову, … брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Федор Семёнов, пономарь Андрей Антонов. К обыску означенные жених и невеста своеручно подписались. По невесте отец и мать ее родные Гончаровы порукою подписались. По женихе брат его родной порутчик Лев Сергеев подписался. По женихе порукою подписался. 9-го класса Алексей Семенов Передельский. По невесте подписались коллежский советник и ковалер князь Петр Андреев Вяземский».

Вознесение! Что мне это напоминает? Открываю «Летопись…» М.А. Цявловского: «Май, 26. Четверг. Церковный праздник Вознесение. Москва. Рождение Пушкина…» Вспомнилось, что Пушкин планировал выстроить в Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Да, не случайно он говорил одному из своих друзей: «Ты понимаешь, что всё это произошло не даром и не может быть делом одного случая»…

Посмотрим на венчание глазами А. Труайя: «Шепот восхищения разнёсся по толпе, когда в пахнущее ладаном, наполненное отражающимися в золоте икон трепещущими огоньками свечей пространство вступила Натали. Церковный хор пел, точно хор небесных ангелов. Скользя по ковру, плыла невеста – такая воздушная, такая белая, такая прелестная, что Пушкин был воистину взволнован»

Событие в жизни города громкое. Соединили свои судьбы первая красавица Москвы и первый поэт России. Граф В.А. Соллогуб вспоминал: «… что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы»

За этими размышлениями застала меня компания во главе с невестой и женихом, приехавшими венчаться. Времени осталось немного. Но в церковь Богоявления в Елохове – место крещения Пушкина, я еще успею. Станция метро «Бауманская» – и я в бывшей Немецкой слободе.

Пушкин родился здесь, в приходе Богоявления Господня, что в Елохове, в деревянном флигеле. Родители поэта поселились тут за три недели до его рождения и жили до отъезда в Петербург осенью 1799 года. Окна флигеля выходили на Немецкую улицу. В те времена за «<…> хозяйственными постройками в глубине двора был сад, по которому протекал ручей Кукуй, впадавший в реку Чечору – приток Яузы». В 1799 году в метрической книге церкви Богоявления появилась запись № 73: «27 [мая 1799 года] во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова и жильца ево Моэора Сергия Лвовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означеннаго пушкина вдова Олга Васильевна Пушкина»/

В средние века здесь действовала деревянная церковь. Каменныйa храм был построен в 1717-1722 годах и не раз перестраивался. 8 июня 1799 года в нем был крещен Александр Пушкин, о чем свидетельствует мемориальная доска. Храм и сегодня «<…> замечателен по величине, красоте и изящности a крестово-купольного типа, существующее сегодня, выполнено в стиле ампир. 26 мая 1899 года в Богоявленском храме отмечалось 100-летие со дня рождения поэта. Ныне это кафедральный собор Москвы. С 1943 по 1990 год в нем проводились интронизации Московских Патриархов. 9 декабря 2008 года в Благовещенском приделе собора был захоронен Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Самыми знаменитыми здешними уроженцами остаются Христа ради юродивый Василий Блаженный и Александр Сергеевич Пушкин.

Я уехал, позавидовав тем, у кого мои сегодняшние «открытия» еще впереди. А таких найдется немало. Как писал А. Блок:

                             

Так явственно из глубины веков

Пытливый ум готовит к возрожденью

Забытый гул погибших городов

И бытия возвратное движенье.

Тэги: Муза Тавриды Бахчисарай
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мой город слишком человечен

    29.10.2019
  • Такова наша «Доля»

    07.08.2019
  • У СТАТУИ ГЕРОЯ

    09.01.2019
  • ЛЮБИМЫЙ ШАРФ

    09.01.2019
  • СМЕРТЬ БРОДСКОГО И СМЕРТЬ КОБЕЙНА

    09.01.2019
  • ЗДЕСЬ БРИЗ МОРСКОЙ ВИТАЕТ

    76 голосов
  • ДАВАЙ ПОСИДИМ НА КРЫШЕ

    31 голосов
  • ПОД ПРИЦЕЛОМ ПОДОРОЖНИКА

    18 голосов
  • Сын земли крымской

    12 голосов
  • БЕС АРАБСКИЙ

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS