Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 мая 2025 г.
  4. № 19 (6983) (14.05.2025)
Литература

«Сталинградские струны» Маргариты Агашиной

80-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

15 мая 2025
Маргарита Агашина (1924–1999)

Елена Агашина

Имя и негромкий поэтический голос Маргариты Агашиной были на слуху у любителей поэзии второй половины ХХ века. Песни же на её стихи – «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», «Подари мне платок», «Растёт в Волгограде берёзка», «Солдату Сталинграда» – слышны и поныне, счастливо растворившись в народной памяти и зачастую утратив авторство, что Маргариту Константиновну не только не расстраивало, но почиталось ею как драгоценная для поэта награда.

Однако прежде чем всё это произошло, в её жизнь судьбоносно ворвался Сталинград. Впервые приехав сюда весной 1951 года, недавняя выпускница Литинститута, приверженная «тихой лирике», не подозревала, как мощно зазвучат в её жизни и стихах «сталинградские струны», а легендарный город-солдат, город-герой, город-строитель, город-хлебороб станет её Судьбой на ближайшие полвека. И уже навсегда…

«Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелёгкие поля, – писала Агашина, – учили и учат меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой». У неё получалось. И не без участия «Сталинградской правды», в качестве корреспондента которой поэтесса делала в славном волжском городе первые «пробы пера». Через годы, уже став в Волгограде известным, уважаемым «своим» человеком, она отблагодарила областную газету добрым словом: было за что!

Поэтесса получала море писем от читателей

Вижу, в прошлое глядя, –

пыль, ветрище, жара.

У меня в Сталинграде –

ни кола ни двора.

Никому не нужна я,

перед всеми в долгу,

и никто-то не знает,

что я в жизни могу.

Но тревожно и сладко

в той далёкой весне

раньше всех, «Волгоградка»,

ты поверила мне.

Стала первой трибуной,

подсказала пути,

сталинградские струны

натянула в груди…


«Сталинградские струны», в её понимании, обязывали быть не только поэтом. Но непременно гражданином. Стихотворения о любви рождались, становились песнями. Книги лирики выходили в Волгограде, Москве. Но этого было мало. Поэтесса выступала с публицистикой в прессе, вела авторские программы на радио и телевидении. Была причастна к начертанию имени Михаила Кульчицкого («Не до ордена. / Была бы Родина / с ежедневным Бородино») на одном из мозаичных знамён Зала воинской славы на Мамаевом кургане. Встречалась с читателями на предприятиях и полевых станах, в вузах, школах, пионерских лагерях. Дорожные блокноты были испещрены названиями дальних уголков бескрайней Волгоградской области, куда – бывало и такое! – приходилось добираться, толкая буксующую в грязи машину…

Ей важно было «читателя почувствовать плечом». Особенно того, на ком Земля держится. И так хотелось, чтобы читатель, как и она, однажды ощутил в груди «сталинградские струны». Не просто любовь к прекрасному городу на Волге, где довелось родиться, жить. Но сопричастность его полной трагизма героической судьбе и свою высокую миссию – хранить Память о тех, кто отстоял его от лютого врага, поднял из пепла. Передавать эту Память потомкам.

«Сталинградские струны» слышны во многих стихотворениях волгоградской поэтессы. Не только о войне, о ратном подвиге, о солдатской славе. Они и о любви. И о разлуке. О городе. О Волге. О взрослых и детях. О вынесенном ею из детства ощущении своей страны одной большой семьёй. Родиной. С самой что ни на есть прописной буквы, кем бы она ни оспаривалась.

Эти стихотворения читатель найдёт в новой книге Маргариты Агашиной вместе с юношескими (1941–1942), не публиковавшимися ею при жизни и ставшими начиная с 24.02.2022 более чем актуальными. Вместе с эссе «Мамаев курган» (1978), составившим текстовую основу книги-фотоальбома (выдержала несколько изданий) и в полной мере решившим авторскую сверхзадачу: сказать своё «малое слово о нашей великой и вечной памяти». Вместе с рассказом об истории абсолютно реальной волгоградской берёзки с грустной, в отличие от написанной о ней песни, судьбой…

В мельчайших подробностях укажет поэтесса путь к ней. Но, как ни больно думать об этом, для сегодняшнего читателя это будет путь в никуда. Нет больше в Волгограде ни той берёзки-легенды, ни её шумевших кронами соседей – именных деревьев, в год 20 летия Победы посаженных у подножия Мамаева кургана родственниками, фронтовыми друзьями воинов, павших под Сталинградом и на других фронтах большой войны. Этот народный зелёный мемориал волгоградцы называли Парком вдов. Вместе с женщинами, не дождавшимися мужей с войны, деревья сажали, ставя рядом таблички с родными именами, матери и отцы, дочери и сыновья, сёстры и братья, фронтовики. Многим, так и оставшимся без вести о посмертной судьбе близких, дерево на обожжённой огнём войны земле заменило родную могилу. Заменяло…

С годами пришла в негодность система полива советских времён. Деревья – берёзка в их числе – засохли, и после «спила сухостоя» в 2013 году Парк вдов перестал существовать. Узнавая о гибели этих деревьев, этой легендарной берёзки, люди плакали...

Последующее масштабное благоустройство подножия Мамаева кургана охватило и территорию именных деревьев. На восьми гектарах нового мемориального парка «Победа» проходят значимые городские мероприятия. Постоянная экспозиция посвящена подвигу сталинградцев, восстановивших разрушенный город. Созданы условия для отдыха. Появилась новая зелёная зона. И ведь не поспоришь – жителям мегаполиса всё это во благо. Но бесспорно и то, что новая зелёная зона не заменит ту живую, горькую, не пафосную народную Память, шелестевшую над нашими головами листьями деревьев-судеб. Тополей, ясеней, акаций, катальп, берёз… И той волгоградской берёзки, что, став песней, облетевшей страну, почитавшейся неофициальным гимном города-героя, согрела, возвысила миллионы сердец. Но вот только в песне и осталась.

Что ж, тем больше оснований увидеть невозвратное прошлое глазами автора, писавшего о нём в настоящем времени. И не только автора. В пору всенародной популярности песен на свои стихи поэтесса получала море писем с лаконичным адресом на конвертах: Волгоград, Маргарите Агашиной. Это были не только благодарные отклики на понравившиеся стихи и песни, на книгу «Мамаев курган», но восприятие автора родным человеком. Близким другом, с кем делишься сокровенным.

Она этим дорожила. На иных конвертах – её рукой: «Ответила», «Послала книжку». На многих – «Хранить!», «Не бросать!», «Потрясающее письмо!», «Самое бесценное!», «Хранить и удивляться!..».

Хранятся и удивляют они и сегодня. Как феномен глубокой, притягательной личности Маргариты Агашиной, свидетельство ярко и не напрасно прожитой ею жизни. Как скол Времени с его ценностями, нравами, приоритетами. С его душой и мучительно-бережной Памятью о Великой Отечественной войне, пережитой большинством корреспондентов и адресатом. На всю жизнь ставшей для них точкой отсчёта добра и зла. Часть писем, хранившихся поэтессой всю жизнь, согревавших её на крутых виражах судьбы, представлена в новой книге. Они словно зеркало, в котором отразилась она сама, люди, щедро одарившие её своей любовью. И Время.

* * *

…Сравнительно недавно – в апреле 2021 года – у подножия Мамаева кургана была посажена юная белоствольная «сменщица» погибшей песенной берёзки. Низкий поклон потомкам Рыкуновых – пятерых братьев, четверо из которых не вернулись с войны, а единственный вернувшийся, Фёдор Иванович Рыкунов, посадил когда-то в их память берёзку, поставил рядом табличку с их именами и каждый год 9 мая приходил к ней вместе с родственниками, а потом и с Маргаритой Константиновной. Прижилась – и вновь растёт-таки в Волгограде рыкуновская берёзка! А значит, по-настоящему жива и песенная.

Но как же просится рядом с нею, вернувшейся на курган, некий памятный знак – напоминание сменяющим друг друга поколениям о том, «как это нужно солдату, чтоб кто-то над ним горевал…». Нужно – нашим солдатам, в прошлом себя не жалевшим и сегодня отдающим жизни за Россию в трудный для неё час. Нужно – в память наших сограждан, на чьих слезах поднялся здесь когда-то Парк вдов, пронзительная история которого, как и берёзки, не должна кануть в Лету.

Не должна. Ещё и потому, что давняя история посаженных на Мамаевом кургане деревьев-судеб с самодельными именными табличками возле стволов читается сегодня как прообраз Бессмертного полка, явившегося вслед за Парком вдов всё из тех же неисчерпаемых народных глубин.

Память об этом – сберечь бы.


ФАКТ

Книгу Маргариты Агашиной «Сталинградские струны» готовит к выходу в свет Издательский дом «Звонница-МГ». В сборник вошли стихотворения разных лет, эссе «Мамаев курган», рассказы, письма. Воспоминания Инны Гофф, Константина Ваншенкина, Наума Коржавина, Тамары Жирмунской, других коллег, друзей поэтессы.


Тэги: Эпоха и лица 80 лет Великой Победы
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Святой треугольник

    15.05.2025
  • Своим путём

    14.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS