– Закрой поддувало! – крикнул он своему помощнику, а сам прыгнул из тамбура под откос, держа в руке большой ворох промасленной пакли. Отвлекая на себя внимание пилота фашистского бомбардировщика, машинист во весь дух бежал от состава, размахивая подожжённой паклей. «Юнкерс» устремился за ним, сбрасывая на бреющем полёте бомбы. Они рвались рядом, но осколки находчивого железнодорожника не зацепили… И эшелон уцелел…
Алий Харунович Делов родился в 1915 году в ауле Шхашефиж (ныне Урупский) Успенского района в многодетной адыгейской крестьянской семье. Он был младшим в доме. Ещё ребёнком, как-то на ярмарке в Армавире он неподалёку увидел мчавшийся вдаль поезд. Эмоции от того зрелища и определили его дальнейшую судьбу! С тех пор у кого он только не расспрашивал о поездах, о том, как они работают. Юноша мечтал посвятить жизнь именно железнодорожному делу. Мощным машинам и скоростям, которые казались фантастикой – настолько не вписывались в обыденное течение жизни, окружавшей его в родном ауле. Окончив семилетку, он работал с лошадьми, а потом, окончив курсы, стал трактористом. Его манила техника. Наконец, в городе Кропоткине Алий выучился на слесаря и затем устроился в махачкалинское депо, поближе к паровозам. Через три месяца он стал помощником машиниста, а потом, пройдя обучение, стал водить поезда. В скором времени ему стали доверять даже тяжеловесные составы.
Когда началась война, Алию было 26 лет, однако его уже считали опытным машинистом. С первых дней Великой Отечественной он занимался воинскими перевозками, вывозил с передовой раненых. В августе 1942 года немцы захватили Армавир, стали хозяйничать в депо, к которому был приписан Делов. А он трудился на трассе Кизляр – Астрахань – Верхний Баскунчак – снабжал защитников Сталинграда…
Немалыми регалиями будет впоследствии отмечен Алий Делов: почётный железнодорожник, дважды – отличный паровозник, кавалер нескольких орденов и медалей. Но нет для железнодорожника более славного звания, чем сталинградский машинист. Они доставляли на фронт боеприпасы, топливо, продукты – словом, всё самое необходимое. Совершали чудеса, выигрывая дуэли у бомбардировщиков люфтваффе, которые в то время нередко чувствовали себя хозяевами в небе нашей страны.
На пути от Астрахани до Баскунчака всё было выжжено огнём. Бомбили дорогу практически беспрестанно – машинистов выручало умение вовремя снижать и повышать скорость. Выручали героические ремонтники – тоже достойные участники Сталинградской битвы. Вместе с ними отправлялся ремонтировать дорогу и Делов со своей бригадой, понимавшей его с полуслова. Наблюдать, как другие работают, он не умел – да и навыков ремонтника не позабыл. В годы войны действовать приходилось быстро и точно, не считаясь с переутомлением и часто жертвуя собой.
Храбрецов на Руси всегда уважали, а Делов не раз доказывал свою самоотверженность в боевых условиях. Ему и его товарищам не нужно было объяснять, что может случиться, если немцы захватят Сталинград, а Красная армия отступит, дрогнув в великом противостоянии. Делов внимательно изучал фронтовые сводки, знал обо всём, что происходит на войне. Для гитлеровцев был бы открыт путь к бакинской нефти, а там, с новыми силами – и к Москве. В этот период во многом решалась судьба всей войны. Вернее, каждый решал её на своём участке. И солдат, и рабочий, и машинист.
Как-то машинист вёл из Ростова состав с ранеными. Поезд дважды бомбили. Во время второго налёта Делов пошёл на хитрость: открыл форсунку в топке паровоза и стал добавлять туда мазут. Из трубы повалил густой чёрный дым, который скрыл состав от немцев. Прицельно стрелять по поезду вражеские лётчики уже не могли. А потом произошёл тот самый случай с горящей паклей…
В декабре 1942 года, когда гитлеровцы пытались вырваться из кольца вокруг Сталинграда, Делов получил контузию и ранение, которое уложило его на госпитальную койку. Но раны его не останавливали. В январе 1943-го Алий вернулся в строй старшим машинистом на Закавказскую железную дорогу. Несколько раз он писал рапорты с просьбами, даже с требованиями перевести его поближе к фронту. Поначалу ему отказывали, ссылаясь на ранения. Однако машинист добился своего и вскоре снова транспортировал горючее, технику и людей на прифронтовые участки Кубани, Дона и Донбасса, трудясь для фронта, для победы. Его колонну перебросили на Южно-Донецкую железную дорогу, для обеспечения войск фронтов, освобождавших Украину и Молдавию. Делов снова чувствовал себя на своём месте. Забывал о болячках, с которыми другой давно оставил бы тяжёлую и суматошную работу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Алий Делов был удостоен звания Героя Социалистического Труда и ордена Ленина. Высших наград Родины. Не забыты оказались его заслуги перед Сталинградом – а это важнее всех формулировок и пояснений.
Получив высокую награду, машинист, гордый и смущённый, сразу вернулся в прифронтовой край. Инженер-лейтенант тяги, он участвовал в освобождении СССР и стран Европы от фашизма. Победа была близка, но путь к ней шёл через кровопролитные сражения. Свой последний фронтовой состав Делов привёз в румынский город Плоешти в октябре 1944-го. В Румынии он снова попал под бомбы. Контузия – далеко не первая по счёту – и ранение, несколько недель госпиталя. А он снова рвался в прифронтовую полосу. Однако заключения врачей и командования в этот раз были неумолимы: машиниста направили в тыловой Армавир. Ему сперва даже не позволили водить поезда: Герой Труда стал дежурным по депо. Лишь через несколько месяцев он вернулся к любимому делу. А затем Делова направили в Москву, на учёбу, в центральную техническую школу при наркомате путей сообщения.
24 июня 1945 года Алий Харунович присутствовал на Параде Победы. Через 40 лет, 9 мая 1985-го он станет участником нового Парада Победы. Надев медали и ордена, в колонне поседевших фронтовиков Делов прошёл торжественным маршем по Красной площади. Для Победы сталинградский машинист отдал всё!..