Перелистывая биографии железнодорожных фронтовиков – Героев Труда, мы прикасаемся к истории страны, к её самым правдивым страницам. Натруженные руки этих мастеров своего дела привыкли обращаться и с оружием, и с современной техникой. Таков Иван Яковлевич Буков – человек, который чудом вернулся живым после боёв под Ленинградом и стал машинистом высочайшего класса.
Его судьба напоминает роман, герой которого – идеальный советский человек, преодолевающий все препятствия, выходец из самой простой семьи, ставший одним из лидеров в своей профессии. Солдат, вставший на защиту Родины в самые трудные дни 1942 года и вернувшийся в действующую армию после тяжёлого ранения. Тогда многие прочили ему будущее инвалида, а он воплотил детскую мечту, стал паровозным кочегаром, а затем и машинистом. Был удостоен звезды Героя Социалистического Труда. И всё это – после ранения, после окопов, после трудной службы в Литве, когда каждый день можно было погибнуть от пули «лесного брата».
Спросите тех, кто воевал…
А начиналось всё в деревне Берёзовке, на древней Псковской земле. Там он родился в крестьянской семье с многовековыми традициями. Деды, прадеды – все землепашцы, все рыболовы. Но у него с детства была другая мечта – работать с моторами, прорваться на железную дорогу – туда, где летят поезда с грузами и пассажирами, где дымят и свищут мощные паровозы. Там он видел жизнь в другом измерении – громкую, головокружительную. Крепкий, смекалистый Иван был уверен, что сумеет проявить себя на железной дороге.
Но поначалу судьба складывалась иначе. В 17 лет добровольцем он ушёл на фронт. Правда, в действующую армию его направили не сразу. Сначала – мирный Владимир, 355-й учебно-стрелковый полк. Красной армии нужны были подготовленные, грамотные бойцы и командиры. Дальше – Ленинградский фронт. Пехота. Окопы в болотном краю. Нужно было выстоять – и не давать врагу покоя постоянными вылазками. Он ходил в атаки – за Ленинград. В 1944 году, после прорыва блокады, бои там шли отчаянные. Нужно было как можно дальше оттеснить врага. И он сражался отважно. За те бои Буков был удостоен ордена Красной Звезды. Контузия, два ранения. После второго – госпиталь. Подлечившись, он окончил курсы младших офицеров и был направлен в Литву – неспокойный, взрывной край.
Машинист со звездой Героя
Демобилизовался старший лейтенант Буков в 1947 году. И сразу – на железную дорогу. Пришлось скрывать от медкомиссии фронтовые раны, а орден Красной Звезды и боевые медали помогли бывшему офицеру устроиться в локомотивное депо Саратов-2. Сначала – рабочим. Дорогу восстанавливали после бомбёжек. Ремонтировали паровозы…
Настало время, о котором позже пели: «Мы славим твоё возрожденье, родная страна!» Это в книгах, в учебниках можно всё объяснить, нарисовать красивые графики, показать портреты героев… А представьте себе ежедневный труд в полторы-две нормы. И – без особых материальных поощрений. Просто потому, что иначе индустрия не возродится. На железной дороге это ощущалось особенно предметно: ставились жёсткие сроки – и нужно было восстанавливать пути, налаживать работу. Никакого снисхождения к фронтовикам в те годы в помине не было. Требовалось одно – преодолеть разруху. Работать. Если не пойдут поезда – остановится всё. Это было понятно и министру, и дорожному рабочему, и кочегару… Не случайно он стал (правда, гораздо позже) депутатом Верховного Совета СССР. Это был истинно народный депутат, видевший жизнь не со стороны парадного подъезда.
Нужно было возрождать из руин города и промышленность. Нужно было учиться, чтобы преодолеть кадровый голод, наступивший после войны, когда работы стало больше, чем прежде, а людей – меньше. Откуда брались силы, терпение? Особенно после войны, которая принесла Букову ранений и контузий гораздо больше, чем наград. У него даже не было времени, чтобы отметить Победу. Он научился праздновать только лет через тридцать, когда мирная жизнь уже была налажена.
Они не были стальными киборгами – а работать приходилось не считаясь с фронтовыми ранами. Иван Яковлевич Буков просто трудился во всю свою крестьянскую силушку. Не оглядываясь на других, не давая себе поблажки. И не выдохся, не потерял себя. Слова «трудно» для него не существовало, только вечное «надо». Наверное, это и называется «фронтовой характер».
В том же 1947 году он выучился на кочегара и стал «кататься с ветерком» по всей стране. Он и работал, и учился за двоих – и вскоре стал помощником машиниста. Из Саратова Буков перебрался на Нижнюю Волгу. В 1950 году, окончив годичные курсы паровозных машинистов, был направлен на работу в Верхнебаскунчакское локомотивное депо. Стал машинистом. Фронтовик, коммунист, передовик – всё как в образцово-показательных романах того времени. И это была чистая правда. С 1952 года он водил тепловозы. Стал одним из лучших машинистов страны. 1 августа 1959 года за активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР Ивану Яковлевичу Букову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он стал одним из немногих фронтовиков-машинистов, удостоенных столь высокой государственной награды.
Инструктор профсоюза
В 1977 году Иван Яковлевич был переведён на должность инструктора районного комитета профсоюза железнодорожников Астраханского отделения Приволжской железной дороги. Это было новое для него дело – работать с бумагами, держать связь с различными столоначальниками, добиваясь улучшения условий работы для коллег-железнодорожников. На этой должности он задержался надолго – на 15 лет. И не только потому, что на его пиджаке красовалась золотая звезда, позволявшая открывать двери в высокие кабинеты. А в праздничные дни он надевал и боевые награды… И всё-таки в профсоюзной работе главным было другое – то, что дорогу он знал от и до. Знал проблемы железнодорожников, знал, чем трудна эта профессия. Находил общий язык и с рабочими, и с министрами. Солдат Родины и Герой Труда. Человек, чьё имя, чей подвиг в годы войны не будут забыты. О войне Иван Яковлевич вспоминал редко и никогда не рисовал своё солдатское и офицерское прошлое в героических тонах. «Все воевали, вся страна, я был одним из многих». Он умел помогать людям. Не из сентиментальности, а потому что точнее других знал их самые сокровенные потребности. Машинист, отдающий все силы работе, должен знать, что родные ждут его в тёплом, добротном доме. Детские сады, дома отдыха – всё это тоже входило в перечень его ежедневных забот. Для своего профсоюза он стал человеком незаменимым и тихим, незаметным героем. Здоровья хватало. Даже после фронтовых ран и трудовых перегрузок. А во сне он снова и снова слышал: «Товарищ лейтенант! Товарищ лейтенант! Воздух!» – и просыпался намного раньше будильника.
Мы часто жалеем людей несостоявшихся, потерявших себя. Считается, что это народная черта – сочувствие. Важно, чтобы при этом не терялся интерес к сильным и несгибаемым людям, к настоящим созидателям, благодаря которым наша страна и выстояла в ХХ веке. Таким и был Иван Яковлевич Буков, герой войны и Герой Труда.
Совсем недавно он жил рядом с нами. Иван Яковлевич ушёл из жизни 14 июля 2014 года, на 90-м году жизни. Уходит поколение, выдержавшее все тяготы войны и послевоенной разрухи. Поколение, защитившее и заново отстроившее страну. Вечная ему слава и память!
Восстановление железных дорог и вокзалов начиналось сразу после изгнания немцев с освобождённых территорий/Владимир Лупейко / РИА Новости