Валерий Нитц. Мишка-шалунишка: стихи для детей. – Рыбинск: Цитата Плюс, 2023. – 74 с.
Читаешь книгу стихотворений Валерия Нитца «Мишка-шалунишка», адресованную юным читателям – и словно возвращаешься в детство, в ту пору, когда поэтические сборники Агнии Барто и Сергея Михалкова были чем-то вроде путеводителей по большому взрослому миру, считалочкой, непрерывно звучащей в голове.
Так, стихотворение Нитца «В воскресенье мама дома…» («Мама мылила, стирала, / Выжимала всё подряд. / Тома куклу раздевала, / Покормила всех котят!») словно отсылает нас к «Помощнице» Барто («Обещала вымыть ложки, / Пролила столярный клей, / Отворила дверь для кошки, / Помогла мяукать ей»). Очевидно, что и ритмическое, и смысловое сходство присутствуют.
А стихи «Я не знаю, как у вас, / А у нас фонарь погас» перекликаются со строками Сергея Михалкова « – А у нас огонь погас – / Это раз! / Грузовик привёз дрова – / Это два!».
«Тень» («Я иду, она идёт, / Я встаю, она встаёт. / Я бегом, она за мной, / Словно призрак озорной. / От неё не убежишь, / Словно маленькая мышь…») созвучна стихам Владимира Кириленко («Я бегу – и тень бежит, / Я сижу – и тень сидит. / Хоть лицом к ней, хоть спиной, – / Неотвязно тень со мной»).
С одной стороны, эти сходства более чем заметны и возникает вопрос, что у поэта – заимствованное, а что – своё. С другой – есть ощущение, что автор делает такой ход намеренно, превращая заимствование в художественный приём. Нитц словно предлагает читателю, независимо от того, взрослый он или ребёнок, выйти на станции «Детство», чтобы остановить неукротимый бег времени, разглядеть и попробовать на ощупь каждую деталь окружающей нас действительности. Например:
В декабре, в декабре
Много снега на дворе,
Так писал поэт Маршак,
Но у нас оно не так,
Потому что в декабре
Нету снега на дворе…
Поэт словно отталкивается от знакомой с детства классики и на основе своих размышлений, собственного читательского и жизненного опыта создаёт новое произведение.
Среди других особенностей его стихотворений – лёгкий слог, ритмичность, обилие глаголов, запоминающиеся образы, метафоричность и в то же время конкретность. Вот пример:
Мой братишка Мишка –
Врун и хвастунишка.
Говорит: «Я всё смогу,
Маме с папой помогу.
Если только захочу –
В стенку гвоздь заколочу!
Благодаря динамичности, бодрой интонации эти стихи быстро и как бы сами собой запоминаются, их хочется учить наизусть и декламировать.
Даже нарушение ритма, которое время от времени встречается у Нитца (например, в строках «Вчера солнышко светило, / Так тепло, красиво было» слово «вчера» выбивается из размера – а это хорей, то есть первый слог должен быть ударным) кажется оправданным. Оно передаёт разговорный стиль речи и словно сокращает дистанцию между автором и юным читателем. Поэту удаётся важное – говорить с ним как с равным. Видно, что он прекрасно помнит собственное детство и мыслит не как занятый морализаторством взрослый, но как ребёнок: искрений, чистый и открытый миру.
Стихи, вошедшие в книгу, дополнены иллюстрациями, выполненными детьми.