Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 ноября 2023 г.
Литература Библиосфера

Станция «Детство»

02 ноября 2023

Валерий Нитц. Мишка-шалунишка: стихи для детей. – Рыбинск: Цитата Плюс, 2023. – 74 с.

Читаешь книгу стихотворений Валерия Нитца «Мишка-шалунишка», адресованную юным читателям – и словно возвращаешься в детство, в ту пору, когда поэтические сборники Агнии Барто и Сергея Михалкова были чем-то вроде путеводителей по большому взрослому миру, считалочкой, непрерывно звучащей в голове.

Так, стихотворение Нитца «В воскресенье мама дома…» («Мама мылила, стирала, / Выжимала всё подряд. / Тома куклу раздевала, / Покормила всех котят!») словно отсылает нас к «Помощнице» Барто («Обещала вымыть ложки, / Пролила столярный клей, / Отворила дверь для кошки, / Помогла мяукать ей»). Очевидно, что и ритмическое, и смысловое сходство присутствуют.

А стихи «Я не знаю, как у вас, / А у нас фонарь погас» перекликаются со строками Сергея Михалкова « – А у нас огонь погас – / Это раз! / Грузовик привёз дрова – / Это два!».

«Тень» («Я иду, она идёт, / Я встаю, она встаёт. / Я бегом, она за мной, / Словно призрак озорной. / От неё не убежишь, / Словно маленькая мышь…») созвучна стихам Владимира Кириленко («Я бегу – и тень бежит, / Я сижу – и тень сидит. / Хоть лицом к ней, хоть спиной, – / Неотвязно тень со мной»).

С одной стороны, эти сходства более чем заметны и возникает вопрос, что у поэта – заимствованное, а что – своё. С другой – есть ощущение, что автор делает такой ход намеренно, превращая заимствование в художественный приём. Нитц словно предлагает читателю, независимо от того, взрослый он или ребёнок, выйти на станции «Детство», чтобы остановить неукротимый бег времени, разглядеть и попробовать на ощупь каждую деталь окружающей нас действительности. Например:

В декабре, в декабре

Много снега на дворе,

Так писал поэт Маршак,

Но у нас оно не так,


Потому что в декабре

Нету снега на дворе…


Поэт словно отталкивается от знакомой с детства классики и на основе своих размышлений, собственного читательского и жизненного опыта создаёт новое произведение.

Среди других особенностей его стихотворений – лёгкий слог, ритмичность, обилие глаголов, запоминающиеся образы, метафоричность и в то же время конкретность. Вот пример:

Мой братишка Мишка –

Врун и хвастунишка.


Говорит: «Я всё смогу,

Маме с папой помогу.


Если только захочу –

В стенку гвоздь заколочу!


Благодаря динамичности, бодрой интонации эти стихи быстро и как бы сами собой запоминаются, их хочется учить наизусть и декламировать.

Даже нарушение ритма, которое время от времени встречается у Нитца (например, в строках «Вчера солнышко светило, / Так тепло, красиво было» слово «вчера» выбивается из размера – а это хорей, то есть первый слог должен быть ударным) кажется оправданным. Оно передаёт разговорный стиль речи и словно сокращает дистанцию между автором и юным читателем. Поэту удаётся важное – говорить с ним как с равным. Видно, что он прекрасно помнит собственное детство и мыслит не как занятый морализаторством взрослый, но как ребёнок: искрений, чистый и открытый миру.

Стихи, вошедшие в книгу, дополнены иллюстрациями, выполненными детьми.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Алиса Соколова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS