К «дому серому и высокому», что на Декабристов (бывшей Офицерской), 57, – к дому Блока – подбегаю сквозь метель. Несколько ступеней вверх, дверь налево, и вот она – новая «входная зона», которую показали публике 25 ноября – день в день тридцатилетия открытия Музея-квартиры Блока в Ленинграде. В 2011 году, как пообещал председатель Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков, напротив дома появится памятник поэту.
Современный гардероб, хай-тековская касса, которая сама по себе является наглядным пособием-путеводителем – на стене расположены фотографии «блоковских адресов» Петербурга. Налево – зал со столом тёплого оранжевого цвета, за которым могут уютно расположиться посетители. Этот зал способен стать и выставочным, и концертным, и видеосалоном, и мастерской. Новая система освещения, вентиляции, обогрева – теперь здесь не будет душно или холодно. На одной из стен – увеличенные изображения музейных предметов с их краткой историей. Как сказал Губанков, «вы сразу погружаетесь в атмосферу старой петербургской квартиры».
На другой стене – целый месяц будет демонстрироваться фотовыставка москвички Ольги Юргиной, ставшей победительницей фотоконкурса «Музей Блока глазами посетителей».
Опускается огромный экран, гаснет свет – к дню рождения Блока и дню открытия музея подготовлен видеопроект «Офицерская, 57». Благодаря ему посетители узнают всю историю этого участка земли петербургской Коломны, историю дома и жителей, причём вы узнаете и о блоковских соседях: кто жил в квартирах ниже этажами, как звали дворника и как выглядел он сам и его семья. А вот и матрос с семьёй – он поселился в квартире Блока после уплотнения в 1920-м, когда поэт был вынужден переехать из квартиры № 21, где жил с 1912 года, в соседнюю квартиру № 23 к матери, где и умер 7 августа 1921 года…
Кстати, Антон Губанков пообещал музейщикам наконец-то расселить «блоковский подъезд» – ещё три квартиры здесь занимают жильцы. Думаю, это будет непросто, учитывая недавний опыт «полутора комнат» Иосифа Бродского.
В этот день вспоминали тех, кто создавал музей, кто убеждал городские власти возродить из хаоса обычной ленинградской коммуналки петербургскую блоковскую квартиру… Вот деталь – крупный снимок фрагмента старых обоев проецируется на белый экран. Их когда-то вместе выбирали Александр Блок и Любовь Дмитриевна. Когда квартиру превращали в музей, то под позднейшими слоями нашли и этот, на основе фрагмента заказали новые обои…
Заведующая музеем Блока Лидия Пушкарёва рассказала, что музей уже подготовил пешеходную экскурсию, посвящённую Коломне, а теперь завершает работу над автобусной экскурсией «Петербург Александра Блока».
В этот же день и примерно в это же время в другой части исторического центра Петербурга – на улице Звенигородской – в Доме писателей о Блоке вспоминали в другом контексте. Ассоциация «Живая классика» открыла для всех желающих мини-фестиваль «Метафизика и морфология романтической любви», приуроченный к 130-летию со дня рождения Александра Блока, в творчестве которого тема возвышенно-неземной любви занимает важнейшее место. Фестиваль получился этаким научно-практическим – здесь современные поэты читали стихи Блока и свои собственные, а эксперты рассуждали о романтической любви с точки зрения литературы и психологии.
Открылся фестиваль выступлением актёров театра-студии «КукАртель» – они показали фрагмент из сценической фантазии «…В чём-то белом, без причуд…». В полутёмном зале, на фоне экспонированных кадров из фильма «Алые паруса» в руках актёров ожили разноцветные стеклянные шары. Потом слово взяли писатели, заговорили о любви и романтике. Александр Мелихов напомнил о Средневековье, когда «по всей Европе шли суды по вопросу – может ли быть любовь в браке. Большинство судей выдали тогда вердикт – нет!».
«А сам Блок в 1919 году выступил с речью «О романтизме», где говорил о любви как о новом способе переживания жизни», – Иосиф Гурвич прокомментировал мифологемы романтической любви с точки зрения психолога и сделал вывод, что «к куртуазной, романтической любви нужно относиться как к литературному произведению». Вспомнили писатели и о том, какой видел вечную женственность Блок: «У него идея вечной женственности заключена во внутренней фиксации либидо матери, этакий Эдипов комплекс». Выражается это и, к примеру, «в странной любви к Родине, где она выступает не как мать, а как невеста…».
…Петербург тем временем погрузился в ноябрьскую раннюю ночь. В метро звучала реклама какой-то аптеки… Как будто не было целого минувшего века – опять «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ