Недавно попалось на глаза забавное видео из советской программы «Время» о бесчеловечной буржуазной морали и телерекламе, как форме её проявления. Тогда она воспринималась исключительно, как нечто низкосортное, коммерческое, паразитирующее на теле… экране.
Но прошло совсем немного времени, и мы давно переплюнули западную рекламу. И если там для рекламы уже давно существует ограничение – и временное и пространственное – то у нас, напротив, она захлестнула все телеканалы. А главное, уже давно ясно – реклама нужна не зрителям, а телевизионщикам. Кто её смотрит? Все мои знакомые на время рекламы либо отходят от телевизора, либо выключают звук, либо и вовсе переключают на другой канал. То есть для потребителя, на кого рассчитана реклама – эффект сомнительный, мы без неё обойдёмся. А вот если телевизионщиков лишить рекламы, то они потеряют свои колоссальные гонорары. Тем более что зритель всё больше уходит в интернет, а вслед за ним спешит рекламодатель, и это необратимый процесс.
Но когда всё это началось, что послужило толчком для того безрассудного падения в бездну, в которую сегодня угодили наши электронные СМИ?
Поначалу всё было очень даже оптимистично. Программа «Взгляд» с её молодыми дерзкими ведущими, программа Владимира Молчанова «До и после полуночи», телемосты Познера и Донахью с Америкой. Всё было, как глоток свежего воздуха, как прорыв в рутинном, чего греха таить, закостеневшем вещании. Разумеется, были и хорошие художественные фильмы и спектакли на должном уровне, но развлечений было маловато, а душа требовала. И вот потихоньку-полегоньку зрелища начали протискиваться на экраны, и наступил момент, когда процесс стал неуправляемым. Сегодня недостатка в веселье на телеэкранах нет. Песни, танцы, площадной юмор и бесконечные ток-шоу, которые в народе уже прозвали «гав-гав шоу». Похоже, и сами руководители каналов уже не могут контролировать процесс. Отчасти потому, что система, существовавшая на телевидении, разрушена, многочисленные редакции и творческие объединения разогнаны, а лучшие профессионалы выдавлены с телевидения. На смену им пришло новое поколение, подчас имеющее самое смутное представление о телевидении, и они стали переделывать его на свой вкус. Что касается телевизионной продукции, то она покупается у неких студий, которые странным образом расплодились в неимоверном количестве. Потому отследить то огромное количество программ, ежедневно вываливающихся на экраны, чтобы не допустить ляпов, проколов, да просто непрофессионализма, а главное – пошлости, физически нет времени.
Вот почему мы с грустью вспоминаем о нашем старом добром телевизоре, который не всегда показывал интересные программы, но зато их не было стыдно смотреть.
Конечно, мы по-прежнему смотрим телевизор и с упорством жмём на кнопки, пытаясь, отыскать что-нибудь приемлемое для себя. И найдя какой-нибудь старенький, засмотренный до дыр фильм, утыкаемся в него, как нищий, нашедший корочку хлеба. И судорожно выдыхаем: ну слава богу, жизнь продолжается. Ведь Старый телевизор пока ещё жив.
Ирина Садовская