Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 апреля 2019 г.
  4. № 13 (6685) (03.04.2019)
Литература Библиосфера

Стать ещё более одиноким

03 апреля 2019

Сергей Арутюнов. То, что всегда с тобой. – М.: Буки Веди, 2018. – 108 с.



Сергей Арутюнов, поэт, публицист, литературный критик – фигура в поэзии заметная. Его ценят не только за точные, меткие строки и ювелирно подобранные слова, но и за принципиальность, особый взгляд на жизнь, активную позицию, неумение и нежелание отмалчиваться, прикрываясь лозунгом «моя хата с краю», – всё то, что делает Арутюнова для многих человеком сложным и неудобным.


Куда ж ты прёшь, герой-стахановец,

Когда дружки твои струхнули,

Заслышав грохотанье гаубиц

При развитой инфраструктуре?


Поной-поной, как ноет ссадина,

Сиди по эглеты в попкорне,

Улавливая подсознательно

Простые признаки погони.


Поэта Сергея Арутюнова отличают обострённое чувство справедливости, редкая правдивость, бескомпромиссная прямота, строгость и даже конфликтность. Эти черты в полной мере находят отражение в его поэзии. Книга «То, что всегда с тобой» – не исключение. Одиннадцатый поэтический сборник Сергея Арутюнова увидел свет благодаря издательству «Буки Веди» и Дане Курской, к которой поэт обращает такие строки:


Как будто бы детство с разбитой губой,

Невнятно, как пыль, и священно, как боль,


Но эти набатные звоны и гуд,

Когда через поле родные бегут, –


Одни и единственны, как правота…

И мессер пикирует на провода.


Пристальное внимание Сергей Арутюнов уделяет теме экзистенциального сиротства человека своего поколения. Потерянные, дезориентированные в системе ценностей, люди остались предоставленными сами себе.


Мотив одиночества звучит в стихотворениях поэта с особенной остротой, с сожалением, а порой с надрывом. Люди брошены в мир и не интересны никому, в том числе Богу:


Я понял, что Господь меня не видит,

Когда, штабной ухмылкой мельтеша,

На всех частотах заплясал эпитет

Террористического мятежа.


В мире, лишённом отеческого пригляда, какой бы то ни было уверенности, надёжности, большую ценность приобретают люди, на которых можно положиться, – семья, стая, свои. Только, увы, всё меньше единомышленников, и всё чаще зовут они с другого берега.


То ли пассаж во мгле чудится,то ли баня.

Слышится дальний гром, это зовут свои.

Что бы ни вычислял, вечность одолевая,

Выключи свет и ляг. Будешь в Москве – звони.

Тысячи тысяч слов сказаны, но не путай

С ними лишь то, что спит, буквы собой обвив.

Разгорячён, остыл пахотныйноутбук твой,

И не отредактирован его архив.


Так начинается стихотворение, посвящённое Сергею Николаевичу Есину, писателю, бывшему ректору Литературного института.


О жизни учебного заведения на Тверском бульваре Сергей Арутюнов знает не понаслышке. В девяностых он сам оттачивал здесь мастерство, а теперь руководит семинаром поэзии. Поэтому и отношение к слову у Арутюнова соответствующее.

Блестяще владея приёмами и техниками современного стихосложения, поэт, кажется, передаёт каждый шорох и шум. Он словно жонглирует звуками и словами, понятиями и историческими пластами, превращая их в единое целое.


Вот она, моя прапамять –

Измышленья Моисея

Наскоро отбарабанить,

Не вдаваясь в объясненья.

Меж руин, как шут, шагая,

Скажешь глухо, скажешь вчуже –

Чушь какая, чушь какая,

Как я мог предаться чуши?


В публикациях и выступлениях Сергей Арутюнов чётко определяет своё отношение к верлибру, отмечая, что эта форма стихосложения имеет право на существование, но не может быть заменой силлабо-тонической системе стихосложения. И своим творчеством он демонстрирует широкие возможности классического стиха.


К снегам, в которых шляться ошалел,

Промёрз, окоченел и думал – сдохну,

Пока в крестах андреевских шпалер

Не просияла мне беседка сбоку…


Там что-то тлело – будто бы смольё,

Струился дым вдоль ноздреватых досок,

И слышал я дыхание своё,

И на пределе слышимости – отзвук.


В пространстве одного стихотворения сочетаются резкая стилистика повседневности и ветхозаветная чистота. Поэт находится в вечном поиске света, однако путь этот проходит через подворотни жизни, обнажая её изнанку, которая не всегда приятна, а порой вызывает отторжение.


От утр, уподобленных драным чехлам,

Шофёрской мочою кропимы

И гофры заборов, и свалочный хлам,

И залежи едкой крапивы.

Исчислены – да, но не объяснены,

Запутаны в мелких ячеях,

Кирпичные топи бухой бузины

В угодьях складских и ничейных.


Стихи Арутюнова – испытание болью, через которую человек прорастает, как побег сквозь асфальт, приобретает определённую закалку и неизбежно становится ещё более одиноким.



Тэги: Сергей Арутюнов
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ...Достаточно спросить, чей Крым

    19.12.2021
  • Тексты живые и мёртвые

    27.04.2021
  • Я верую в русское чудо

    06.04.2021
  • Певец нашей воли

    16.03.2021
  • Хроники безвременья

    02.03.2021
  • Хроники безвременья

    37 голосов
  • «Ни перспектив, ни планов, абы как...»

    30 голосов
  • Половина предсказаний сбылась

    25 голосов
  • В Россию кануть, как в овраг

    25 голосов
  • ...Достаточно спросить, чей Крым

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS