Искусство может быть не понято, но должно быть понятно в принципе. А то, что нам предлагают «экспериментаторы» в МХТ, понято может быть только с точки зрения продажи билетов. В модернизме нет ничего, кроме пиара. Поскольку нужно чем-то удивлять, левой рукой пытаются трогать правое ухо. Хорошо продаётся то, что освещается в телевизоре. В телевизоре покажут только скандал. Скандал – это какое-нибудь богохульство, публичное кощунство, русофобская провокация. К драматическому искусству это отношения не имеет, поэтому вообще бессмысленно в этом случае спрашивать о системе Станиславского.
Станиславский – это система об актёрской органике. Очень хорошо изученная и принятая в Голливуде. У нас – тихо презираемая. Результат можно видеть, если сравнить качество наших и американских сериалов. И когда нужно отличить драматическое действие от его обозначения, предложенная Станиславским система координат «переживание – представление – ремесло» совсем не потеряла своей актуальности. Ещё на уровне театральной школы студентам вдалбливаются либерализм и ноль понятий о самом предмете драмы. Уничтожается даже не система Станиславского, а целый вид искусства. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, элитарный вид искусства, требующий высокой подготовки актёров, режиссёров, художников-сценографов. Знаменитая формула «Цель нашего искусства – жизнь человеческого духа» в условиях сегодняшнего театра становится неприменимой. Профессионалов, театральных актёров и режиссёров увольняют, приглашают актёров из телесериалов, кинорежиссёров (как будто бы театр и кино – одно и то же) или вообще приглянувшихся начальству красавчиков без театрального образования. В результате «современный театр» никакие цели не может решать. Ни открывать для зрителя автора, ни блистать органикой в мелодраме. А внимание к себе можно привлечь легко, если сделать ставку на сексуальные перверсии, на антигосударственный русофобский дискурс. А созданный бывшим руководителем Департамента по культуре Москвы С.А. Капковым «Гоголь-центр» – клуб по интересам, который финансируется за деньги налогоплательщиков.
Театр из искусства превратился в полукриминальный способ обогащения, в орудие чиновничьего произвола, где главный жанр теперь не трагедия, не даже мыльная опера, а ремонт. Именно на ремонт тратятся в наше время основные средства, выделяемые государством на театр. Догадайтесь: почему?
Валерий СТОРЧАК,