«КИНОТАВР» стартовал в Сочи в 21-й раз
Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» начал свою работу с… вручения приза. На церемонии открытия в Зимнем театре приз «За художественный вклад в отечественный кинематограф» получил режиссёр Глеб Панфилов, создатель знаменитых картин «В огне брода нет», «Начало», «Тема», «Романовы. Венценосная семья», «В круге первом».
Что касается основного конкурса, то в нём преобладает молодое кино. Из 14 отобранных картин – только четыре сделаны мэтрами. Дмитрий Месхиев покажет картину «Человек у окна», Светлана Проскурина привезла фильм «Перемирие», Алексей Федорченко — ленту «Овсянки», Юсуп Разыков снял картину «Гастарбайтер». Режиссёры Клим Шипенко и Сергей Дебижев привезли свой второй фильм. Остальные восемь участников – дебютанты. Правда, среди них есть и такие, которые в представлении не нуждаются. Например, Сергей Лозница, документалист, снявший свой первый игровой фильм «Счастье моё». Картина приехала в Сочи прямиком с Лазурного берега. Фильм Лозницы участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля. Другую дебютантку, Анну Фенченко, тоже неизвестной особой не назовёшь. Её картина «Пропавший без вести», трагическая притча об отчуждении и одиночестве человека, была показана в программе «Панорама» на Берлинале этого года.
Если вспомнить, что основные призы прошлого «Кинотавра» увезли молодые режиссёры (Василий Сигарев, Иван Вырыпаев, Николай Хомерики, Алексей Мизгирев), то станет очевидно, что именно этот фестиваль делает очевидным коренное изменение ситуации в российском кино: приход нового поколения, поиск им своего языка и новых смыслов.
Но гораздо интереснее, что фестиваль не только «замечает» новые имена и яркие работы. Фактически «Кинотавр» выстроил цепочки творческой и даже производственной поддержки молодого кино. Если говорить о первой, то это прежде всего система мастер-классов, которые очень востребованы. По крайней мере фойе Зимнего театра, где они проводятся, как правило, забито до предела. В этом году мастер-классы будут вести режиссёры Алексей Попогребский, Лариса Садилова и преподаватель «Лагеря талантов» на Берлинале Элби Джеймс.
Если говорить о поддержке производственной, то нужно упомянуть организацию питчинга. Так называется мероприятие, на котором продюсеры, ищущие деньги на свои проекты, могут представить свои детища. Более того, фестиваль даёт возможность довести проект до ума. Подготовительные лекции и занятия с участниками в этом году проводит Ник Пауэлл, вице-президент Европейской киноакадемии и директор британской Национальной школы кино и телевидения.
Наконец, принципиально, что фестиваль стремится включить молодых режиссёров и их работы в контекст мирового кинематографа. В этом году, например, участники конкурса «Кинотавр. Короткий метр», фактически нашего «кампуса» талантов, смогут увидеть свеженькую программу лучших французских короткометражек – номинантов премии «Лютен» за 2009 год. Так «Кинотавр» отмечает год Франции в России.
Фактически «Кинотавр» на сегодняшний день смог выстроить грамотную структуру, в которой нет «пустых» звеньев. И вся эта структура, а не только призы (которые, сознаемся, интересны и тем, что о них можно спорить) работает на создание спектра возможностей для российского кино.
Кстати, о призах. Кому они достанутся, решит жюри во главе с Кареном Шахназаровым. Его фестивальными соратниками стали сценарист Юрий Коротков, актёр Иван Охлобыстин, актриса Ирина Рахманова, оператор Максим Осадчий, историк кино Наталья Нусинова, отборщик Каннского фестиваля Жоэль Шапрон.
, СОЧИ