Алла Марченко. Есенин: Путь и беспутье. – М.: АСТ; «Редакция Елены Шубиной», 2015. – 608 с. – 2000 экз.
Несмотря на интерес публики и специалистов, жизнь Есенина по-прежнему состоит из множества лакун, которые притягивают всё новые и новые пытливые умы. Вязь догадок, допущений и вымыслов становится всё гуще и сложней, и явь перестаёт быть отличимой от воображения.
Попытка же изложить документальные факты художественным языком требует исключительного мастерства и чутья, риск уйти в собственные фантазии очень велик.
Впрочем, автор сумела избежать таких ловушек. И если в описаниях детских лет Есенина можно дать волю фантазии, то в исследованиях страшного времени Первой мировой войны отсылки к документальным свидетельствам не позволяют усомниться в подлинности событий.
Отдельного упоминания достойны лица, выведенные в книге, – от Клюева, того самого дьячка со стихами «как телогрейка», до Якова Блюмкина, Зинаиды Райх, Всеволода Мейерхольда, Вадима Шершеневича, Анны Ахматовой.
Кроме того, невозможно обойти стороной такую малоизвестную часть жизни поэта, как общение с Лидией Кашиной, – именно она была прототипом Анны Снегиной.
Значительная часть книги посвящена ответам (в основном опровержениям, хотя и запоздалым) другим авторам. Так, Алла Марченко разбирает книгу Анатолия Мариенгофа. Делает она это скрупулёзно и живо, вооружась фактами, цитатами, выдержками из писем и воспоминаний других современников.
Нельзя сказать, что народный поэт Сергей Есенин выглядит в этом труде чересчур академично или лакированно. (Недаром даже в названии «путь» стоит рядом с «беспутьем».) Нет, многие воспоминания чересчур откровенны, но это не навредит стихам и не умалит любви, проверенной десятилетиями.