Матвеева Анна
Денис Осокин. Орден Кубышки. Сборник поэзии / Составитель и автор вступительной статьи докт. филолог. наук Н.В. Морохин. – Нижний Новгород: Литера, 2025. – 144 с.
Бывают книги обманчиво простые – они читаются легко, и только после того как будет перевёрнута последняя страница, понимаешь, в какие глубины пришлось спуститься вместе с автором. А бывают обманчиво сложные – с мудрёной пунктуацией, путаным синтаксисом, да ещё и стихи. Ой, нет, думаешь, я такое, наверное, читать не буду, но потом открыл, прыгнул с закрытыми глазами, и всё, пропал, утонул, засосало, и вот уже тоже перевёрнута последняя страница, а расставаться с книжкой не хочется, и жаль, что она такая маленькая. Это как раз про «Орден Кубышки» Дениса Осокина – писателя, имя которого известно большинству читающей публики благодаря фильмам «Овсянки» и «Небесные жёны луговых мари».
Осокин – успешный сценарист, многолетний соавтор Алексея Федорченко, считает себя в первую очередь поэтом. Даже проза его – это, конечно, поэзия, вспомним хотя бы «Отличницу» – щемящую историю путешествия отца с дочерью-школьницей.
«отличница! тебе не грустно? я знаю наверняка, что мы купим в чимкенте. глобус на казахском языке. ух – какая красота! очень нарядный, умный и радостный глобус. влезем в чимкенте на самую большую гору и будем его там крутить. будем любить его – и тоже возить с собой».
Да, без прописных и строчных (в «Отличнице»), да, с уведомлениями о том, что в книге сохранены авторские орфография и пунктуация (в «Ордене Кубышки»). Кого-то это отпугнёт, но тех, кто осмелится ухнуть в эти насквозь лирические строки, ждёт колоссальное и редкое наслаждение – полное растворение в тексте, моментальное проникновение в авторский мир, где много воды и зелёного цвета, где плавают утки и летает птица-чечевица, где предметы обретают судьбу, а люди – радость.
Осокин – профессиональный лингвист, полиглот, знаток этнографии и фольклора, страстный поклонник народного устного творчества. Собственно, его произведения, собранные в новом сборнике, – это отчасти попытка заговорить на языке народа: неважно, мерянского или румынского, ведь мотивы в песенных памятниках разных стран перекликаются точно так же, как сюжеты сказок. Народы разные, но в главном, основном, мы похожи – грустим и радуемся, любим своих детей, тоскуем по ушедшим, влюбляемся…
В «Ордене Кубышки», поэме, давшей название книге, двое влюблённых плывут на лодке по реке Ветлуге и придумывают Орден Кубышки – она же кувшинка. Плетут из длинных стеблей цепочки и награждают друг друга, а с ними и всех, кто достоин ордена.
«За что присуждается орден? За особенную любовь к рекам и берегам, к любым водоёмам – от болот до океанов, но реки-озёра и речная-озёрная жизнь – это то, что по самому центру нашего внимания. Эта любовь может быть как деятельная, так и совершенно бездеятельная. Человек, живущий свою жизнь в безводном городе на восемнадцатом этаже спального района, под окном у которого огромная парковка, а с балкона вид через неживое поле на непонятные склады, но при этом видящий сквозь всё это плеск рыб, скольжение водомеров, рдесты, водокрасы, кубышки, песчаные отмели рек и ползающих по ним раковин-перловичек, чувствующий, как пахнет каждый по-своему низкий луговой-болотистый берег и берег повыше, лесной, с редкими деревнями и городами, слышащий, как кричат чайки и цапли и кулики, – он достоин нашего ордена не меньше, чем коренной прибрежный житель, поэт речной жизни и её старший жрец. А может, и больше, ведь стихи бывают разными, жречество нарочитым, а любовь и зоркость всегда подлинны…».
В сборнике почти что на равных правах с Денисом Осокиным представили своё творчество два его лирических героя, два альтер эго – Веса Сергеев, известный нам по фильму «Овсянки», и Валентин Кислицын. Подписывая стихи этими именами, Осокин не столько прячется под масками, сколько дарит долгую жизнь своим персонажам и соавторам, прощаться с которыми не хочется.
Только вы от меня отстаньте
со своими детьми и с любовью,
не селитесь ни по соседству,
ни тем более в моём доме.
Это из Весы Сергеева. А вот цитата из Валентина Кислицына:
Первого сентября
начинается осень.
Это же просто ура.
Это красивее сосен,
Так поднимается вверх
Радости шар надёжный:
верить календарю
так – наконец! – несложно.
В книжке есть биография Весы Сергеева – и даже интервью с ним, где вымышленный (а может, и существующий!) поэт формулирует очень важную мысль:
«С поэтами и писателями вообще не надо разговаривать, это порочная практика. Вы думаете, мы в интервью скажем больше, чем говорим в своей литературе? Мы здесь скажем меньше и скучнее в миллиард раз».
Веса озвучивает, конечно же, и соображения Дениса Осокина – и кое-что в его поэзии становится после этого понятнее. Например, что ему тесно в границах языка и он «разминает суффиксы» в русском. Что он не реформатор, и наоборот, очень себя сдерживает, чтобы не выглядеть чудаком.
Кому-то стихи из «Ордена Кубышки» напомнят Пригова, а кого-то убедят в том, что поэзия жива, пока в ней есть вода, собаки и зелёный цвет. Под обложкой книги собраны тексты разных лет – от 1990‑х до нашего времени, это своего рода игра-конструктор, собирать которую можно с любой страницы. И ощутить всю полноту лирики, может быть, самого необычного поэта наших дней.