Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2020 г.
  4. № 31 (6747) (29.07.2020)
Литература Библиосфера Интервью

Стихи приходят в город

Поэтическое слово всегда будет драгоценным и самодостаточным

29 июля 2020

Так считает основатель фонда «Поэзия улиц» Людмила Моренцова. О проектах, способствующих выявлению талантливых авторов, и о том, почему стихи останутся конкурентоспособными, она рассказала корреспонденту «ЛГ».

 

– Людмила, один из ярких проектов фонда – «Поэзия на автобусных остановках». Как возникла идея его появления?

– История проекта началась в 2008 году. Попав в автомобильную аварию, я получила сотрясение мозга и не могла даже писать: нарушилась координация движений. Дома, находясь на больничном, копировала картину Гогена. А когда закончила эту работу, все последствия сотрясения исчезли. Обнаружив такие целебные свойства живописи, я открыла школу искусств для взрослых. А поскольку сама пишу стихи, в школу стали всё чаще наведываться поэты, которые устраивали спонтанные творческие вечера. Так я стала заниматься популяризацией современной поэзии.

Шесть лет спустя мой спонтанно родившийся проект оформился в общественную организацию – фонд поддержки и развития современного искусства, культуры, литературы и творчества «Поэзия улиц». Сейчас школа, просуществовавшая с 2008 по 2014 год, закрыта, а «Поэзия улиц» живёт и здравствует. За это время нами было организовано огромное количество проектов по продвижению современной поэзии.

Например, лазерное шоу в 2014 году собрало более 1200 зрителей. Мы провели конкурс и выбрали около 40 стихотворений. Привлекли профессиональных художников, музыкантов и актёров – и для иллюстрации отобранного поэтического материала создали простейший рисованный фильм. Показали его при помощи лазерных технологий на одной из поверхностей разведённого Троицкого моста. Это шоу стало традиционным в Санкт-Петербурге.

В 2018 году мы представили современную поэзию в Театре эстрады им. А. Райкина в рамках VII Санкт-Петер­бургского международного культурного форума – дали концерт для поэтов с симфоническим оркестром. И собрали аншлаг – а это 550 зрителей. В августе того же года на Флажную площадь Петропавловской крепости, куда мы пригласили поэтов из разных городов и весей встретить День Государственного флага РФ в Санкт-Петербурге, пришли более 2000 зрителей.

Идея со стихами на автобусных остановках родилась в моей голове закономерно, в русле всех предыдущих идей. «Поэзия улиц», возможно, единственный проект, продюсирующий современные стихи.

– По каким критериям оценивали стихи участников?

– Прежде всего мы ищем стихи, содержащие мысль. Под «мыслью» я подразумеваю и безупречную форму в том числе. Но на автобусных остановках мы не публикуем никакие, даже виртуозно сформулированные призывы к насилию, стихи, содержащие нецензурную лексику, и прочие произведения, противоречащие идее создания позитивного, доброго пространства. Важны владение словом, наличие интересных средств выразительности языка: ярких метафор, необычных эпитетов. Некоторые стихи попали на остановки в связи со своей уместностью или информативностью, например «Я всего лишь скамейка, но рядом со мною – ивы…» Екатерины Спиридоновой (авторский псевдоним – Катерина Невское-Облако) и «Мой город» Ильи Новикова из Абакана, юного участника молодёжного проекта «Таврида».

– Появление поэтических строчек на автобусных остановках меняет облик города. Как восприняли эти перемены петербуржцы?

– О положительной реакции петербуржцев говорит многое: и отзывы в интернете и социальных сетях, и письма, приходящие в адрес фонда, и внимание СМИ, и переписка опубликованных в проекте авторов с читателями, и то, что читатели ищут авторов стихов на остановках «ВКонтакте», в «Инстаграме», на Стихах.ру, знакомятся с их творчеством. «Поэтическое» оформление остановок поспособствовало антивандальным настроениям граждан – процент разбитых стеклянных остановок со стихами стремится к нулю.

– Сегодня поэты всё чаще выходят на сцену, а стихи, кажется, утратили свою камерность. Поэтические вечера подаются как зрелищные представления, перформансы, сочетающие в себе элементы театра, живописи, пластики. Какие у вас прогнозы в отношении дальнейшей судьбы поэтического слова? Не произойдёт ли слияния с другими видами искусства?

– Такое слияние происходит во всех видах творческой деятельности человека. Но театр никогда не отменит пьесы, а перформанс – стиха. Сам по себе поэтический текст, не оформленный ничем, всегда будет драгоценным и самодостаточным и всегда будет лежать в основе любого талантливого поэтического представления.          

Сейчас много пишут о том, что с появлением интернета восприятие человека изменилось, мышление стало клиповым. Звучит грустно, но это статистически обоснованно. Степень своего развития каждый в конечном итоге определяет сам. Но как бы необратимо ни изменился мир и человек вместе с ним, превращаясь в потребителя законченных штампов и культурной жвачки, поэзия останется конкурентоспособной.

– Действовать в одиночку всегда сложно. Кто помогает вам в работе над проектом «Поэзия улиц»? Есть ли у него друзья и партнёры?

– «Поэзия улиц» и мала, и велика одновременно. Есть костяк, в котором всего несколько человек. Есть редакционный совет, определяющий публикуемые тексты. Есть поэты – в Санкт-Петербурге, по всей России и за её пределами. Есть специалисты, которых мы нанимаем для реализации конкретных задач. У нас есть партнёры, в числе которых Правительство Санкт-Петербурга, комитеты по печати и культуре, АНО «Центр развития культурных инициатив» и форум «Таврида», ФГБУ «Роскультцентр», Национальная премия «Русские рифмы», Книжная лавка писателей, газета «Метро», Первый канал, ТК «Санкт-Петербург», «ЛГ» и ещё многие организации, за которыми всегда стоят живые люди. Без их личного участия мы не смогли бы реализовать то, что нами уже создано.

– Вы не только идейный вдохновитель проектов, но прежде всего поэт. Что ближе лично вам: камерность, интимное звучание или же масштабность?

– На одном из моих творческих вечеров в Книжной лавке писателя зрительница попросила прочесть «Сретение» Бродского «так же талантливо, как вы читаете свои стихи». Я сделала это с огромным удовольствием и, судя по аплодисментам, хорошо. В моём перформансе «Стихи в темноте» из «спецэффектов» лишь свечи и умение читать стихи. Что есть масштабность? Количество зрителей? Думаю, со сцены Театра эстрады это вполне могло бы звучать. Вряд ли кто-то из поэтов отказался бы от такого. Я не исключение.

– Вы позиционируете ваши проекты как народные, а стихи называете инструментом, чтобы говорить о людях с людьми. То есть вы – своего рода «проводники» между словом и народом. А кто для вас был таким «проводником»?

– Честно говоря, не помню, чтобы я так говорила или думала. Но, отвечая на ваш вопрос, процитирую слова ливанского философа, писателя и поэта Джебрана Халиля Джебрана: «Между учёным и поэтом простирается зелёный луг: перейдёт его учёный – станет мудрецом, перейдёт его поэт – станет пророком». С такой высоты поэзии для меня сделали многие открытия библейский царь Давид, А. Фет, А. Пушкин, Х. Джебран… Также на меня и на моё творчество повлияли А. Ахматова, А. Блок, С. Бехтеев, А. Вертинский, К. Симонов.

Однажды я прочитала стихотворение, в котором была такая строка: «Бог смотрит на нас изнутри…» Она совершила целую революцию в моём сознании. А когда я всерьёз задумалась о понятии русского патриотизма, К. Фролов-Крымский предложил такую исчерпывающую, на мой взгляд, поэтическую формулировку, что именно в его версии это понятие и обрело очертание в моей душе, думаю, лучше него до сих пор никто не сказал об этом.

– Кого из современных молодых петербургских авторов порекомендуете к прочтению?

– Если мы говорим только о молодёжи и только в Петербурге, то Анастасию Баталову, Игоря Никольского, Сашу Лондона, раннюю Ольгу Нечаеву, Владу Королёву и Илью Перина. Но география наших проектов давно шагнула за пределы Северной столицы и даже страны, и мы познакомились со Златой Маркиной (Омск), Татьяной Арбатской (Липецк), Петром Свистуновым (Химки), Анной Долгарёвой (Москва), Андреем Ландау (Прага)... Но проект «Поэзия улиц» – не только для молодых поэтов. Например, на автобусных остановках более половины опубликованных стихотворений принадлежат авторам зрелым, членам различных писательских союзов. Подать заявку на участие в проекте можно на сайте streetpoetry.ru

Беседу вела
Юлия Скрылёва

 

 


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Людмила Моренцова (псевдоним Люся Моренцова) – поэт, президент фонда «Поэзия улиц». Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила философский факультет СПБГУ (отделение культурологии). Автор книг «Стихи на салфетках» (в 2008 году состоялась премьера одноимённого моноспектакля в постановке заслуженного артиста России А. Строева), «Жизнь каждый день», «SoVa?», «Земля Уц», «Стихи на все случаи жизни», перформанса «Стихи в темноте». Составитель сборника «На Втором Белорусском...», победитель многих литературных конкурсов. Ведущая программы о русских поэтах «Стихи на салфетках» на радио «Санкт-Петербург». Более 30 выпусков вошли в золотой фонд радиостанции. Инициатор деятельности по продвижению современной русской поэзии.

 

Тэги: Юлия Скрылва От первого лица Фонд
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Открытая и яркая Таврида

    27.03.2023
  • История Вселенной продолжается

    14.09.2022
  • На свет призывный отзываясь

    07.09.2022
  • Драгоценное настоящее

    10.08.2022
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
  • Конец света всё спишет

    60 голосов
  • Критика поднимает настроение

    51 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS