Человек нуждается в мифах так же, как в еде, питье и воздухе. У каждого времени свои легенды и байки. Сегодняшний Домжур – так называют Центральный дом журналиста – тоже миф. Ибо особняк на Никитском бульваре давно стал одним из опознавательных знаков Москвы. Невольно вспоминается старинная пословица: «Это правдиво, как вымысел, и невероятно, как сама жизнь». И правда: флигель князей Гагариных, чудом уцелевший после пожара 1812 года, дал начало уютному особняку, история которого достойна красочного телесериала.
Тут на балу в феврале 1831 года танцевал со своей молодой женой Александр Пушкин – это был первый после венчания их выход в свет. Тут в марте 1920 года стараниями Анатолия Луначарского и Владимира Маяковского учредили Дом печати. Здесь выступали Анатолий Мариенгоф, Всеволод Мейерхольд, Валерий Брюсов, Давид Ойстрах… Тут в мае 1921 года Александр Блок, уже безнадёжно больным, в последний раз вышел на публику. Тут впервые прозвучали есенинские «Персидские мотивы», а вскоре, в декабре 1925 года, Москва возлагала цветы на гроб Сергея Есенина, выставленный здесь же. На фасаде арбатского особняка с фигурной лепниной висел пронзительно-скорбный плакат: «Умер великий русский поэт».
В предвоенные годы в Белокаменной не было мало-мальски заметного актёра, музыканта, писателя, который не выступал бы в Доме печати, с 1938 года переименованном в Дом журналиста. На всю страну гремела слава местного Театра обозрений (одно время он назывался Театром современных масок), среди авторов которого были Виктор Ардов, Леонид Ленч, Валентин Катаев, Николай Эрдман, Владимир Масс… За музыку отвечал Матвей Блантер, а на сцене блистали Лидия Сухаревская, Борис Тенин, Владимир Лепко…
Отсюда уходили на бой с фашизмом журналисты, многие из которых домой не вернулись, – им посвящён памятник работы Льва Кербеля, стоящий у входа в Домжур. Его расцвет пришёлся на шестидесятые годы и начало семидесятых. Импульс этой поистине всенародной популярности дал Алексей Аджубей, по инициативе которого был создан в 1959 году Союз журналистов СССР. Как зять Никиты Хрущёва, он, главный редактор сначала «Комсомолки», а затем «Известий», имел возможность творить мелкие чудеса. Так, Аджубей, знавший, что раки, поступающие в столовую ЦК КПСС, сортируются, добился того, что не соответствующих кремлёвскому калибру членистоногих стали направлять… в Домжур! Да-да, какой журналист взрослых поколений не помнит дефицитных раков с пивом, подаваемых в подвале Домжура!.. Теперь это тоже кажется мифом, пенно-солёным.
Москва говорит о скорых ремонтных работах в Домжуре. Это правда. 300 миллионов рублей – таков «вес» гранта, переданного для этого Союзу журналистов РФ мэром столицы Сергеем Собяниным. Обновление исторического особняка начнётся после майских праздников. По графику, работы должны занять четырнадцать месяцев. Не пугайтесь! Внешний вид Домжура не поменяется, напротив – вернётся к начальному, пушкинскому образцу.
Кирилл Привалов,
обозреватель «ЛГ», завсегдатай Домжура
Вячеслав Умановский, секретарь Союза журналистов РФ, директор Центрального дома журналиста:
– Домжур дорожит своим славным прошлым и живёт нынешним днём. Мы запустили кинозал, где демонстрируются картины на языке оригинала. У нас концертный зал на 180 мест, в котором выступают именитые исполнители, встречаются с читателями писатели и журналисты. Действует журналистская Школа выходного дня для подростков. Лучшие фотомастера не только России, но и Китая, Франции устраивали свои выставки в Домжуре. Не говоря уже о том, что не так давно в наших стенах состоялось заседание знаменитого Клуба «12 стульев».