В наше время в Тынде проживают не более 35 тысяч человек. Это – по меркам нашей страны – сравнительно небольшой административный центр в Амурской области. Но этот город известен всей России, как в 1970–1980-е был известен всему Советскому Союзу. Необычное, диковинное для русского уха созвучие запоминалось с первого раза – Тында. Знатоки эвенкийских наречий так и не разрешили спор об этимологии этого названия. В эвенкийском языке есть глагол «тэн». Так обозначают распряжение оленей. По другой версии, название происходит от слова «тэнда» – «поросший лесом берег реки». Слово это в Приамурье знают давно, ведь Тында – это не только город, но и река, приток Уркана, впадающего в Зею.
История поселения восходит к середине XIX века. В этих краях путешествовал Павел Петрович Аносов – выдающийся металлург, горный инженер и геолог. Ему принадлежит честь открытия первых золотых месторождений на речках, протекающих в районе современной Тынды. Осенью 1918 года в окрестностях будущего города устроил зимовье охотник Шкаруба. С ним и связано первое письменное упоминание о Тындинском селении.
Стратегически важный город! Для жителей Центральной России – почти край света. От Москвы до Тынды по железной дороге почти 7 тысяч километров, на самолёте – около 5 тысяч километров. Но в прежние годы журналисты непременно упоминали, что самый молодой город Приамурья находится на одной географической широте с Москвой! Город возник в эпицентре большой стройки. Без БАМа нет Тынды, но и без Тынды трудно представить магистраль.
Именно в Тынду со всего Союза съезжались строители магистрали в 1970-е годы. Город не раз называли одним из самых молодых в нашей стране. Газеты рапортовали о высокой рождаемости в столице БАМа. В конце 1980-х население Тынды превышало 60 тысяч жителей. И это не считая военнослужащих и непрописанных. Город нуждался в жилье. Строители трудились с перенапряжением сил, но комфортных квартир всё равно не хватало. Многоэтажки, построенные в московском стиле, придавали Тынде столичный размах. Недаром Тынду называли крайней точкой Москвы.
Разные республики и области страны брали шефство над бамовскими станциями. Муякан строила Белоруссия, Уоян – Литва, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан. Это сказывалось и на топонимике, и на скромных архитектурных изысках. А Тынду – столицу магистрали – строили москвичи. Так появились старинные московские названия – Арбат, Красная Пресня, Сокольники…
В Тынду не раз приезжали управленцы всесоюзного уровня, начиная с Владимира Долгих. Город стал настоящим оплотом страны на Дальнем Востоке. В последние годы мы часто сетуем на недостаточную заселённость Восточной Сибири. Но грантами этот вопрос не решить. Нужны центры – транспортные, промышленные, вокруг которых развивается жизнь.
Тында – город железнодорожников, и неудивительно, что самое красивое здание столицы БАМа – вокзал. Все окрестные дороги сходятся именно к этому дому. Когда-то бамовцев принимал простецкий деревянный вокзал. Он был свидетелем и участником главных событий в истории строительства магистрали. В самые суматошные годы строительства городу было не до градостроительных изысков. Но когда БАМ стал реальностью, было решено построить в Тынде не просто вокзал, а настоящее архитектурное чудо. Банальные коробки для главного бамовского вокзала не годились. Вокзал должен был удивлять с первого взгляда – как удивляла путешественников сама магистраль. Архитекторы предложили прихотливый образ, который удалось вписать в холмистое пространство. Огромный белый лебедь, широко раскинувший крылья. В центре композиции – 48-метровые башни.
Для главного тындинского объекта не пожалели гранита, мрамора и алюминия. В зале ожидания – выставка живописи, посвящённой строительству БАМа. От станции Тында до Благовещенска курсирует фирменный поезд «Гилюй». И казалось, что к рубежу 2000 года столица БАМа превратится в город-сад.
В городе планировали построить несколько фабрик, научно-исследовательский институт, домостроительный комбинат с заводом… И не просто планировали – уже существовали одобренные проекты, уже формировались «трудовые десанты». Но после 1991 года стало не до строительства. В начале 1990-х Тында превратилась в периферию. В годы «первоначального накопления капитала» на проекты, требовавшие не только многомиллионных, но и многолетних вложений, махнули рукой. Именно тогда город почти на два десятилетия возглавил москвич, давным-давно переехавший на Север, опытный строитель-дорожник Марк Шульц, работавший в поселении Тындинском с 1960-х. Благодаря таким энтузиастам и город, и магистраль удалось сохранить, чтобы в наше время от выживания перейти к развитию. И только в ХХI веке в городе возобновилось капитальное строительство.
Одна из главных достопримечательностей города – Музей истории БАМа, открытый ещё в 1976 году. Строители магистрали осознавали важность исторического измерения. Осенью 2001 года музею выделили отдельное двухэтажное здание бывшего детского сада. Музей – это хранилище реликвий, напоминание о прошлом. Но невозможно поверить в то, что у Тынды нет будущего. Ведь это со времён Аносова – «золотой» перекрёсток! Город железнодорожников, строителей, геологов. Такой форпост необходим России.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
ПАМЯТИ ГЕРОЯ
Неподалёку от тындинского вокзала стоит памятник Герою Советского Союза Виктору Петровичу Мирошниченко (1917–1941).
Он родился в Полтаве, в семье железнодорожника. В 1939 году Виктор, окончив школу младших командиров, возглавил отделение железнодорожного батальона. Служил на Дальнем Востоке. В октябре 1941 года во время ожесточённых боёв в Рогнединском районе Брянской области расчёт сержанта Мирошниченко прикрывал мост через реку Снопоть, неподалёку от железнодорожной станции. Все его товарищи погибли. Сержант получил приказ взорвать мост. Раненый, он подполз к заряду и поджёг бикфордов шнур. Выполнил приказ, но спастись не сумел.
Приказом министра Вооружённых сил СССР сержант Виктор Мирошниченко навечно зачислен в списки отдельного строительного путевого железнодорожного батальона. Его наследники – воины-железнодорожники 1970-х – строили магистраль от Байкала до Амура. Имя героя носит железнодорожный разъезд Тунгала Восточного участка БАМа.
КАЛЕНДАРЬ
15 ноября 1975 года – посёлок Тындинский получил статус города и новое название – Тында.
24 октября 1977 года состоялось торжественное открытие первых экспозиций Музея истории БАМа в Тынде.
26 мая 1986 года – в Тынде открыли новое здание железнодорожного вокзала.