Москва продолжает построение на своей территории реально работающей демократической системы управления. Основные работы ведутся сегодня на «нижнем этаже власти», каковым является система местного самоуправления.
На заседании правительства Москвы были приняты поправки в ряд постановлений правительства Москвы, определяющих систему взаимодействия между местными депутатами и исполнительной властью.
Активные действия столичных властей по развитию местного самоуправления объясняются необходимостью налаживания обратной связи с горожанами – кому как не самим жителям известно, что конкретно нужно построить, изменить или отремонтировать в том или ином районе. Проводниками этих интересов становятся такие же, как и они, жители городских многоэтажек, выдвинутые своими соседями в депутаты муниципального собрания. «Местное самоуправление – это тоже своего рода канал связи, это тоже система контроля. И мы должны поддерживать депутатов местного самоуправления, лелеять их, давать им возможность высказывать свои мнения, доводить до власти все проблемы, – заявил в одном из своих интервью Сергей Собянин. – Они включены в общественный совет при микрорайонах и районах, на котором обсуждаются самые животрепещущие проблемы: обустройства двора, ремонты подъездов, благоустройство и так далее. …Вся эта система обратной связи, непосредственной связи с жителями выстраивается для того, чтобы мы чувствовали город, понимали эти проблемы и принимали адекватные решения».
Впрочем, как и любая развивающаяся система, местное самоуправление в Москве сталкивается с текущими проблемами роста, решать которые столичным властям предстоит ещё на протяжении какого-то времени.
Так, в частности, в принятом недавно законе, предполагающем существенное расширение полномочий депутатов местного самоуправления, оказались не прописанными конкретные механизмы реализации переданных им полномочий. В результате при возможном недобросовестном отношении представителей исполнительной власти у последних появлялась возможность игнорировать решения депутатов местного самоуправления. Очевидно, что подобное положение дел выхолащивает саму систему, предполагающую, что конкретный горожанин через своего депутата может доносить свои требования до городской власти. Это обстоятельство вызывало критику ряда муниципальных депутатов, что привело к внесению в закон необходимых поправок и дополнений. Теперь конкретные механизмы взаимодействия местных депутатов и исполнительной власти определены.
Основной смысл изменений состоит в следующем: в поправках присутствует чёткий перечень документов, которые должны быть предоставлены органами исполнительной власти депутатам для согласования (не согласования) работ, связанных с осуществлением ремонта или благоустройства на местах проживания граждан. Это страхует жителей столичных районов от излишнего рвения чиновников управ. Так же в дополнениях указан чёткий срок принятия решения о согласовании (не согласовании), достаточный для тщательного изучения всех документов.
Для того чтобы муниципальные депутаты располагали реальными возможностями по решению текущих вопросов в местах проживания их избирателей, также предусмотрены определённые новации.
Одной из них станет создание специального фонда благоустройства. По словам руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Анастасии Раковой, «…речь идёт о создании специального дополнительного фонда на развитие района, решение о расходовании средств которого будет приниматься представителями органов местного самоуправления. Для этих целей городом выделяется почти 5 млрд. рублей на 125 районов».
Не менее значимым нововведением является ежегодное заслушивание депутатами отчёта главы управы (и других ответственных лиц района). «Отчёт должен содержать сведения о результатах выполнения комплексной программы развития района, о взаимодействии управы и жителей по решению вопросов социально-экономического развития района, – говорит Анастасия Ракова. – Кроме того, в отчёте должны содержаться ответы главы управы на вопросы Совета депутатов, поданные им в управу не позднее чем за 10 дней до заседания. Заседание, на котором заслушивается отчёт, должно быть открытым».
Внесённые дополнения определяют чёткие сроки согласования с представителями местных советов перечней работ по благоустройству и капремонту. Причём перечень и адресов, и производимых работ предварительно обсуждается с жителями.
Также установлены сроки согласования и перечни документов, которые должны предоставить управы депутатам по размещению нестационарных объектов (киосков, сезонных кафе) и объектов капитального строительства районного значения – до 1,5 тыс. кв. метров.
Необходимость создания полноценной системы местного самоуправления продиктована реалиями современной жизни. При этом предложенные изменения наделяют эту систему вполне реальными полномочиями и инструментами. Благодаря им представители населения получают возможность не на словах, а на деле влиять на происходящее в столичных районах.