Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 марта 2023 г.
Культура Колумнисты

Страница и экран

24 марта 2023
Кадр из фильма «Фантомас», 1913

Далёким от литературы людям экранизация даёт как бы концентрат произведения, а заядлым книгочеям – повод поспорить, что вышло лучше: книга или фильм. Так или иначе без этого феномена современный (да и классический) кинематограф представить трудно.

Отечественные формалисты в 1920-х выводили формулу передачи литературного стиля, француз Александр Астрюк уподоблял «камеру-перо» авторучке писателя, позже Михаил Швейцер ввёл в свою версию «Мёртвых душ» самого Гоголя – и хотя всё это уже история, однако относительно недавняя, а ведь адаптация литературных произведений для экрана привлекала режиссёров ещё в первые годы кинематографа.

Первые экранизации, и за рубежом, и в Российской империи, представляли собой как бы «эпизодники» – фильмы снимались с расчётом на зрителя читающего и знающего. Возьмём, к примеру, фильм Петра Чардынина «Пиковая дама», снятый в 1910 году. Небольшая по объёму повесть Пушкина здесь предстаёт почти в искалеченном виде – режиссёр стремится не рассказать последовательно историю, и так знакомую зрителю, но показать самые известные сцены возможно более эффектно. Например, вполне реалистически решённая Пушкиным сцена с явлением призрака старухи-графини у Чардынина представляет собой сущий балаган – мановением её руки на стене комнаты Германна возникают три аршинные игральные карты, а сама она растворяется в облаке густого дыма, что твой Мефистофель. Такого рода экранизации – а их было много, вплоть до «переводов» «Войны и мира» – вполне уверенно можно назвать иллюстративными.

Дело в том, что если русская классическая литература славна своим психологизмом, то кинопромышленники – нет: любое внешнее бездействие ими расценивалось как зрелище бесперспективное. В итоге даже такие объёмные и сложные произведения, как «Идиот» Достоевского, превращались в набор эпизодов: вот Мышкин знакомится в поезде с Рогожиным, вот он уже представлен Епанчиным, а вот плачет над телом Настасьи Филипповны. Фильмы оказывались не фильмами даже, а живыми картинами, приятным дополнением к тексту. До поры до времени роль второй служанки искусств (первая чуть старше – фотография) устраивала всех, однако неизбежный здесь авангард эмансипировал едва вышедший из младенчества кинематограф, и к литературным источникам начали относиться с меньшим подобострастием и большим сознанием собственного достоинства. В этот период – начале 1910-х – молодому кино особенно пригодилась так называемая паралитература, иначе говоря, литература «второго сорта», как правило, насыщенная действием и не отягощённая сложными мыслями – на фоне этих hard-boiled детективов, разнообразных мистических историй и ужастиков кинематограф выглядел солиднее, чем-то даже обогащая оригинальные произведения. Литературная жвачка «Фантомас», принадлежащая перу французских журналистов Аллена и Сувестра, воплотилась на экране в виде замечательного цикла фильмов за авторством Луи Фейада. Фантомас, а затем и бесконечные романы «Чёрной серии» дали крепкую основу жанрового кино и в целом составили «ресурсную базу» для многих выдающихся режиссёров от Джона Хьюстона до Альфреда Хичкока, воспетого в 1950–1960-х французскими интеллектуалами за то, что ставил романы не Марселя Пруста и Алена Роб-Грийе, но Патриции Хайсмит и Дафны Дюморье.

Конечно, это не значит, что кино «поддаются» только произведения незначительные, – есть множество примеров выдающихся экранизаций – от «Короля Лира» Питера Брука до «Татарской пустыни» Валерио Дзурлини. «Пиковой даме» тоже повезло, причём дважды – через шесть лет после фильма Чардынина снимает свой шедевр Протазанов, а уже в 1982 году к повести обращается Игорь Масленников. Качество экранизации зависит не только от гения постановщика, но и от развития киноязыка – если хотите, для начала кино должно было выучить грамоту, чтобы прочитать книгу.

Тэги: Кино
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS