Марк Казарновский.
«Чемодан из музея партизанской славы».
– СПб: «Алетейя», 2018.
Книга вышла в серии «Русское зарубежье. Коллекция поэзии и прозы». Неудивительно, что читатель обычно начинает знакомство с новой книгой с аннотации. А уж если автор – писатель известный, то всегда хочется хотя бы понять, о чём же он написал в очередной раз. Аннотация к книге «Чемодан из музея партизанской славы», к сожалению, малоинформативно. Общие слова, не более того. А книга достойна большего!
Книга Марка Казарновского посвящена не семье, проживавшей в одном из местечек Польши. О семье автор говорит, конечно, но повесть посвящена совсем другому. В книге один герой – сын знаменитого мастерового Фима Фишман. Ещё есть «герой» – чемодан. Но это случай особый. Казарновский начинает повесть просто: описывает городок, а именно «Местечко». Здесь живут его герои (включая чемодан).
Марк Яковлевич, без сомнения, мастер создания атмосферы. Он рассказывает, «чем живёт местный еврей», и очень колоритно изображает базар в Местечке. Замечу, текста совсем немного, главы короткие, а атмосфера просто «чувствуется кожей». Действие происходит в предвоенной Польше. Семья Фишмана сумела вовремя покинуть богом забытую страну, а вот один из сыновей «в лавке остался». Но не просто остался, а был уполномочен продать семейное предприятие, после чего ему предписывалось догнать родных в счастливых дальних странах. Фима почти успел. Но «Куда еврею деваться, если совсем край?» Вопрос Казарновского оказался ритори-ческим.
Фима попал в гетто. Тема гетто хорошо известна российскому читателю. Об этом писали многие авторы и даже чудом уцелевшие люди, пережившие этот кошмар. Но в книге Казарновского опубликованы фотографии. Особенность этого издания – «Альбомы». Они сделаны отдельными главами, с подробными пояснениями. «Еврейские местечки в Польше», «Нападение Германии на Польшу», «Фотографии из гетто. Польша», «Еврейские партизаны», «Война Судного дня». Когда я смотрела на фотографии из гетто, не могла сдержать слёз. А дочитав книгу до конца, вернулась к альбому № 4. Я смотрела в глаза этих людей – смотрела сквозь годы, – и чувство гордости за них переполняло моё сердце. Вечная вам память!
Рассказ Фимы Фишмана – о гетто, о работе на разрушенном радиозаводе, о побеге, об отряде Мойши Лихтенберга и его разгроме – конспективен. Но есть кое-что, о чём всё-таки нужно сказать подробнее. Фишман говорил, что к 1943 году все «мы в гетто чувствовали – приходит конец». Конечно, сложа руки в гетто не сидели. Организовывали побеги. И Фишману это тоже удалось.
Казарновский краток и очень конкретен. Как Фиме Фишману удалось уцелеть? Чудом? Да, именно так. Как он смог отомстить? А тоже чудом. Отомстил, вернул долги. И выжил. Вопреки всему.
Книгу читать действительно страшно. Именно страшно, потому что главное здесь – предательство. Ведь людям, бежавшим из гетто, не помогал никто. И если бы им просто не помогали! Их предавали, грабили и убивали. Больно и горько, но это исторический факт. И об этом должны знать наши современники и потомки. Об этом нельзя забывать. Фима Фишман вопреки всему выжил, он оказался на Земле обетованной. И нашёл своё счастье. Но он – исключение! Ему одному повезло, а тысячам его соплеменников – нет!
Марк Казарновский пишет легко, в этом особенность его творчества. И неважно, о чём он пишет. Даже о таких страшных событиях он говорит просто и без прикрас. Повесть жёсткая, сильная, мудрая.
Эта повесть о человеке и его силе духа.
О чести и совести.
О везении и правде.
О предательстве и неминуемой расплате.
О памяти. Без которой в нашем мире жить невоз-можно.
Марина Замотина