Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 ноября 2023 г.
Культура

Страсти мордасовские

Достоевский под африканский барабан

30 ноября 2023
Сцена из спектакля / Наталия Чебан / SDART.RU

Театральная классика – дама привередливая. Об этом ещё Илья Ильф съязвил в «Записных книжках», ядовито подметив, что режиссёры говорят: «Назад к Островскому», а публика шумит: «Деньги обратно».

Столичный театр «Школа драматического искусства» в этом отношении готов рисковать без оглядки, представив в минувшем сезоне и «Чайку», и «Вассу Железнову», и «Грозу», а перед каникулами завершив великолепный парад сценических шлягеров экстра-класса спектаклем «Чехов 3д».

Выше планку поднимать вроде бы и некуда, но труппа словно не в силах передохнуть и открыла новый сезон постановкой Глеба Черепанова «Дядюшкин сон» по знаменитой повести Достоевского.

Сам Фёдор Михайлович ни одной пьесы не написал, но совершенно чуждым театру его всё же не назвать, хотя сблизиться с миром Мельпомены ему довелось лишь однажды. В благотворительном спектакле «Ревизор» Достоевскому досталась роль почтмейстера Шпекина. О столь мимолётном знакомстве с искусством сцены остаётся только пожалеть, поскольку диалоги персонажей трагикомичной истории несвершившейся женитьбы «князя К.», перенесённые из текста повести в уста актёров, подсказывают, какого уровня драматургом Достоевский мог бы стать!

Тем не менее инсценировали его на родине много и успешно. Вспомним, что на сцене в «Дядюшкином сне» успел поблистать Владимир Зельдин, а в экранизации тот же образ воплощал Сергей Мартинсон! Не желая ударяться в комплиментарность, всё же скажу, что постановки, подобной осуществлённой театром на Сретенке, у нас ещё не было. Главной причиной тому свойственное «Школе драматического искусства» элегантно-экстравагантное отношение к нашему великому наследию.

Жанр созданного Черепановым зрелища безоговорочно определить я лично не берусь. Можно рискнуть и назвать постановку «мюзикловой фантазией» в традициях античного театра. Миссию греческого хора режиссёр поручил… «вокально-инструментальному ансамблю «Мордасов». Роли участниц пародийной триады провинциальных кумушек, лихо взявших на себя миссию коллективного поводыря по перипетиям брачных интриг захолустного городка, с нескрываемым удовольствием исполнили Александра Гладкова, Анна Пик и Галина Селякова. Им под стать Ольга Малинина в роли полковницы Фарпуриной, которая по воле режиссёра выходит за рамки, так сказать, «голого» интриганства, вещая с экрана над сценой на манер демиурга…

Ввернуть зрителя в пучину размышлений о происходящем на сцене заставляет и безудержное буйство музыкальных поисков Кирилла Теплякова. Если маракасы в руках героини вряд ли кого шокируют, ибо эти музыкальные погремушки со времён Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957 года стали для нас достаточно привычными, то диджериду – австралийский родственник карпатской трембиты и швейцарского альпхорна – на отечественных театральных подмостках звучит уж точно впервые.

Словом… возможностей театральной техники несказанно с времён Достоевского прибавилось, музыкальными инструментами арсеналы композиторов обогатились, а общество осталось тем же самым и ведёт себя в традициях пауков в банке или пресловутых клубков змей.

Сложнейшая задача выпала в постановке на долю Кирилла Фёдорова, выдержавшего нелёгкое испытание ролью «Князя К.». Его не слишком почтенный герой, полурасставшийся с остатками разума старец, отправившись на пороге кончины в монастырь за прощальными поисками истины, вдруг прозревает и на пороге бездны прощает всех, кто попытался воспользоваться его духовной немощью. Звучащего со сцены прощального монолога князя в тексте повести нет. Авторы позаимствовали его из текста романа «Идиот», но подобная вольность вполне уместна, так как ничуть не нарушает главных для Достоевского мотивов раскаяния и всепрощения.

...Другое дело, что почти все персонажи остаются в выигрыше. Зина, которую мать безуспешно пытается пристроить за «князя К.», выходит-таки замуж за генерала, пусть и жить приходится на окраине империи. Отмечу, что голос исполнительницы этой роли Анны Кутняк безоговорочно хорош! Воистину не сомневаешься, что умирающий аристократ уверовал, что ему дарован свыше волшебный сон. А мать генеральши (Александра Лахтюкова) заметно повысила социальный статус, при таком зяте ей куда комфортнее, чем положение первой дамы Мордасова.

Так что в каком-то отношении сон в руку!


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Очень громко, но нежно

    21.05.2025
  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS