Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2019 г.
  4. № 43 (6710) (23.10.2019)
Телеведение Мнение

Страсти по «Джокеру»

Нечастый случай, когда хочется поговорить и о фильме, и о его массовом восприятии

23 октября 2019
Роберт Де Ниро в роли телеведущего  Мюррея Франклина

Новая картина Тодда Филлипса не только получила главный приз старейшего в мире кинофестиваля и за десять дней собрала в прокате в десять раз больше, чем стоила, но также спровоцировала лавину разноречивых откликов.

 

Интерес к «Джокеру» был обусловлен прежде всего намерением его создателей сочинить «реалистическую» предысторию одного из самых известных антигероев киномифологии, о чьём прошлом в предыдущих фильмах бэтмениады почти не говорилось. То есть погрузить его в семейно-социально-бытовую среду и тем самым объяснить, как он стал гением зла.

Задачу принялись решать в соответствии с расхожими современными представлениями об истоках преступности: неблагополучная семья, детские травмы, бедность, униженность и психологические комплексы. Отслеживать путь героя со дня рождения не стали (тут двумя часами не обойдёшься) и застигли будущего Джокера в возрасте исполнителя его роли Хоакина Феникса, которому в октябре стукнет 45 лет. Он носит имя Артур Флек (fleck – крапинка), живёт с душевнобольной матерью в городе Готэме, похожем на кино-Нью-Йорк 80-х годов прошлого века (в нём происходят события всех фильмов о Бэтмене), страдает припадками непроизвольного смеха, принимает нейролептики, работает клоуном для детских праздников и мечтает об огромных аудиториях, какие собирает его любимый комик Мюррей Франклин в исполнении Роберта Де Ниро, который 37 лет назад сыграл в «Короле комедии» Мартина Скорсезе юмориста-неудачника Руперта Папкина, мечтавшего стать таким же популярным, как его любимый стендапер Джерри Ленгфорд – чем не сказка про белого бычка? По ходу фильма у Флека обнаруживается целый комплекс психических и физических повреждений: вырос без отца, отчим бил мальчика по голове, а мать намекала, что его родитель – богач и кандидат в мэры Готэма Томас Уэйн, который, согласно мифу, является отцом Бэтмена. Однако допущение о кровном родстве антиподов ничем не подтверждается, поскольку условно-реальные сцены фильма смешаны с теми, что происходят в воображении Флека, и отличить одни от других, как ни старайся, в принципе нельзя, так что разговоры о реалистичности последней модели Джокера ещё комичнее, чем уверения в реальности существования Бэтмена, Пиноккио, пришельцев с Марса или крокодила Гены.

Тем не менее подавляющая часть публики попросту не замечает противоречий, принимая показываемое за то, что совершается в действительности, и делая из этого далеко идущие выводы. В начале повествования Флека избивают подростки – значит, в городе господствует уличная преступность. Подростки чернокожие – стало быть, авторы фильма, как пишет один из американских зрителей, являются скрытыми расистами. Через пару эпизодов героя мордуют задетые его хохотом белые яппи – следовательно, обнаглевший средний класс вовсю третирует городскую бедноту. Фильм же, как сообщает один из наших рецензентов, «показывает, что любой из нас может стать Джокером, а привычная американская мечта – на самом деле система унижения и насилия богатых над бедными», и, как столь же многозначительно отмечает другой, «предупреждает: время лишённых всякого стыда богачей подходит к концу, на арену вскоре могут выйти побитые жизнью маргиналы всех сортов и самые обычные, лишённые прав и привилегий, потерявшие терпение люди». Хотя на экране маргиналы и обычные люди вовсе не обделены правами – тот же Флек получает бесплатные препараты и бесплатные консультации в городском департаменте социальной защиты, а взрыв ярости, превращающий его в Джокера, вызван не бедностью и не бесправием, а завистью к преуспевшим и бесплодными (из-за отсутствия способностей) попытками добиться признания в качестве комика. То, что за ним следуют другие «униженные и оскорблённые» – не более чем сценарная натяжка, ибо восстания вспыхивают в других обстоятельствах – например, в ответ на беззаконное насилие власти, которого в «Джокере» нет.

Таким образом, приходится констатировать, что при хладнокровном рациональном разборе приписать фильму Филлипса социальную направленность не удаётся. Другое дело, что хранить хладнокровие под бомбёжкой ярких, звучных и провоцирующих образов (один только перформанс Феникса чего стоит) зрителям незачем, а предаваться фантазиям легко и приятно. Критикам же предоставляется благодатная возможность порассуждать о связи «Джокера» с «Грязными улицами», «Таксистом» Скорсезе и фильмами о взбунтовавшихся «маленьких людях», да погрузиться в воспоминания о Вселенной DC с её сверхгероями и сверхзлодеями. Чем бы ни тешились, лишь бы в самом деле не выходили на улицы.

 

 

Тэги: Кино Виктор Матизен Отзыв PROCONTRA Готэм Мюррей Франклин Роберт Де Ниро
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS