
В июне исполнится 205 лет со дня рождения художника Боклевского. Современники именовали его толковником художественных красот литературы, а Короленко считал его «гоголевские типы» конгениальными «Ревизору» и «Мёртвым душам». К юбилею в Рязанской области, где родился Пётр Михайлович, намечен целый ряд всевозможных мероприятий, но авторам пришедшего в редакцию письма они кажутся простой формальностью. Вот что они нам написали.
О Боклевском, несмотря на то что его типы, что называется, «ушли в народ», сегодня помнят немногие. Пётр Боклевский жил в Рязани, в Москве, в Нижнем Новгороде. Лучшие годы прошли в Скопине. Скопин обязан Боклевскому появлением Реального училища и публичной библиотеки. Здесь, в имении жены художника, семья жила с перерывами с 1848-го до конца 1870-х годов. В начале января 1883 года в скопинском Свято-Духовом (Троицком) монастыре упокоилась супруга Боклевского Варвара Павловна, а в 1897 году рядом с ней обрёл вечный покой и Пётр Боклевский.
Его уникальные дети и внуки тоже прославили наше Отечество. Горный инженер Павел Петрович Боклевский был крёстным отцом Ухтинских нефтяных промыслов и начальником уральских горных заводов, одним из первых начал разработку отечественных вольфрамовых и молибденовых руд. Мария Петровна Лихарева, урождённая Боклевская, вошла в отечественную когорту первых женщин-врачей. Судостроителем Константином Петровичем Боклевским был построен первый в мире теплоход, создан Русский Регистр. Он один из зачинателей и покровителей отечественного воздухоплавания.
Первым о роде Боклевских поведал в изданной в 1985 году документальной повести «Я жил среди них...» один из авторов этого письма, писатель-историк, искусствовед Евгений Крупин, который с тех пор добивается достойного сохранения памяти о них в городе Скопине, на своей малой родине.
В 90-е годы Боклевскими заинтересовался второй автор письма, мастер мемориальной скульптуры из Москвы Владимир Михайлович Кузнецкий, и в его мастерской появилась бронзовая толпа «гоголевских типов» Боклевского, бюсты Чичикова и самого художника. В 2016 году работы Кузнецкого демонстрировались на юбилейной выставке Петра Боклевского в Государственном литературном музее. В 2017 году Евгений Крупин подвиг рязанского министра культуры Виталия Юрьевича Попова на устройство такой же выставки в Скопине. Выставка состоялась, и мы рассчитывали на дальнейшее сотрудничество. Кузнецкий на радостях подарил скопинцам бронзовую медаль с профилем молодого Боклевского, Крупин – свои литературоведческие труды.


Месяца полтора спустя мы обнародовали проект памятника и мемориала Боклевским в Скопине. А также предложили воссоздать в Троицком монастыре могилу Боклевских, создать в городе музей, учредить биеннале иллюстраторов и карикатуристов, сопровождаемые чтениями, и присвоить имя Петра Боклевского скопинской средней школе № 1. Здесь некогда располагалось реальное училище, созданное по инициативе П.М. Боклевского.
Реакция местных чиновников от культуры удивила. Через полгода на заседании скопинского общественного совета по культуре они решили присвоить имя Боклевского скопинской художественной школе и учредить пленэры Боклевского. Нас на заседание, естественно, не пригласили. Если бы пригласили, узнали бы, что глупо называть именем Боклевского школу, основанную покойным керамистом Александром Рожко. И стыдно рассуждать о пленэрах Боклевского – на открытом воздухе он не работал.
Что касается нашего, поддержанного в региональном министерстве культуры предложения установить, пустив шапку по кругу, в историческом центре Скопина памятник Боклевским, его и не отмели, и не одобрили. После длительного молчания администрация Скопина известила о том, что собирается объявить конкурс на памятник к 205-летию со дня рождения Петра Боклевского. Увы, до юбилея времени практически не остаётся...
Уфа
Владимир Кузнецкий,
Москва
P.S. Выдвинутая в 2017 году авторами письма идея установки в Скопине памятника художнику, похоже, может быть реализована. 8 февраля администрацией города к 205-летию Боклевского был объявлен открытый конкурс на лучший эскизный проект памятника. Заявки на участие будут принимать до 1 мая. Хорошо, если к 205-летию (а оно уже в июне) успеют определить победителя. Так к какому же юбилею может появиться сам памятник? Приглашаем к разговору работников культуры города и области и всех, кому небезразлична тема увековечивания памяти наших выдающихся предков и современников.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Пётр Михайлович Боклевский родился 12 (24) июня 1816 года в селе Елшино Рязанской губернии в семье военного. После окончания гимназии учился на юридическом факультете Московского университета, но звания «кандидат права» так и не получил. Жил то в Рязани, то в столице, где брал уроки живописи у Брюллова. В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П.С. Кожина. А настоящая известность пришла к нему после сближения с литераторами из редакции «Москвитянина» и выхода альбомов с иллюстрациями к «Ревизору» и «Мёртвым душам». Актёры, играющие гоголевских героев, нередко гримировались «под Боклевского». Рисунками Боклевского было проиллюстрировано полное собрание сочинений Гоголя, изданное в 1912 году.