Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 апреля 2014 г.
  4. № 14 (6457) (09.04.2014)
Искусство

Стремление к смыслу

09 апреля 2014

Сквозная идея фильма «Стартап» – Россия продаёт миру не только нефть, но и математику, только почему-то об этом не принято говорить. И, соответственно, об этом мало кто знает, если напрямую не вовлечён в данную сферу деятельности. Вот создатели картины и взялись расширить круг посвящённых, выпустив её в отечественный прокат.

Это называется «утечка мозгов» – диагноз, сопровождающий нашу страну уже лет сто: и «первая волна» русской эмиграции, и вторая, и третья вовне отдали ценнейшие знания, талант, опыт, идеи, рождённые россиянами. Недавнюю «волну» мы с вами застали, и, вероятно, многие из уважаемых читателей данного текста рассматривали для себя вопрос смены ПМЖ. И огромное количество наших соотечественников поддалось «перестроечному» ажиотажу, всё-таки не устояв перед соблазном «лучшей жизни». Получив отличное бесплатное образование в СССР, наши люди принесли престижные награды в области научных исследований иностранным институтам или зачастую довольно дёшево продали свои утёкшие с родины мозги. Да, в то дикое время новые разработки не могли быть реализованы здесь по очень многим причинам, а жизнь у человека одна, и ему нужно кормить детей, и хочется увидеть реальное воплощение своих идей… Нельзя за это «бросать камни», хотя бы потому, что людей можно понять. Но ведь были те, кто остался! Очертя голову не уехал, а остался в родной стране – разрушающейся, голодной, брошенной на произвол... Именно о таких людях рассказывает фильм «Стартап». Позвольте мне такое обобщение… – он о нас с вами (хотя «ЛГ» читают и наши «бывшие соотечественники» в других странах, тоскуя по русскому языку, нашему воздуху и азартному по своей природе чувству неопределённости)…

1990-е, Москва, МГТУ им. Баумана, пара единомышленников – обычных студентов-программистов – сколачивает команду из шести человек, чтобы осуществить идею создания алгоритма морфологического поиска. Это когда, например, к слову «путь» автоматически подбираются аналоги в нескольких книгах одновременно. Из «бытовой» задумки существенно сэкономить время выросла первая лингвистическая поисковая система на русском языке. Отвергая завлекательные предложения продать разработки за баксы, уехать в Америку, жить и зарабатывать там, 20-летние мальчишки принципиально хотели работать только в России. На вопрос любимой девушки «Что тобой движет?» главный герой отвечает: «Стремление к смыслу». Герои Борис (Евгений Ткачук) и Сева (Шамиль Хаматов) настроены идеалистически, искренне верят в пользу своего изобретения – запуск в интернете «российской системы образования, науки и культуры» и выход с ней на международный уровень…

Однако (как говорит один телеведущий): «Поисковик – это ключ к информации. Кто владеет ключом, владеет всем миром, – представитель спецслужб (Андрей Соколов) делает героям предложение, от которого нельзя отказаться. – Компания должна стать государственной». Сейчас, после терактов, организованных в интернете экстремистскими группировками, такая опека выглядит вполне логичной, способной защитить национальную безопасность от реальной угрозы. В фильме же всё складывается в пользу героев – настоящий хеппи-энд с триумфом на Западе.

Инерционная привычка быть признанным «там» – ещё полгода назад такой финал вселял бы в зрителя больший пафос, а сегодня, в ситуации противостояния в украинском конфликте, психологическая зависимость что-либо доказывать западным соперникам исчерпана. Мы и сами, без снисходительного кивка со стороны, знаем, какие мы замечательные, талантливые, смелые, умные, щедрые, благородные, добрые, справедливые… И те чувства собственного достоинства и заслуженной гордости (даже не за себя – за страну, поднятую из руин!), что выплёскиваются в торжественной речи Бориса Ларионова, гораздо важнее, ценнее, нежели реакция на них иностранцев. Наверное, поэтому в кадре остаётся герой, а «принимающая сторона» почти не показана, как нечто лишнее, чем фильм вызывает дополнительную симпатию. Год назад русский язык стал в интернете вторым по популярности, поэтому название ленты может смутить, казалось бы, необязательным здесь английским словцом, которое переводится как «запуск», подразумевающий начальную стадию деятельности, и это известный термин в отрасли высоких технологий.

Тематическое единство (кино про айтишников), безусловно, существует между американскими лентами «Социальная сеть» и «Джобс» и российским «Стартапом», но в техническом аспекте их не хочется сравнивать. Драматургически действие разворачивается поступательно и ровно, пожалуй, ему не хватает динамичности, перипетийной остроты, но сам идейный посыл, редкие в нашем кино интеллектуальные герои, идеологическая канва этого фильма вызывают моральную поддержку. Он основан на реальных событиях, но не имеет прямых прототипов (ни героев, ни интернет-компании) – это коллаж из тридцати биографий и образ компании собирательный. Ещё перед началом работы своими историями поделились с продюсерами люди, добившиеся успеха в секторе инновационных технологий. Затем по собранному богатому материалу Д. Соболев и М. Кукушкин написали сценарий. Молодой режиссёр Роман Каримов провёл все съёмки, но затем решил уйти с картины и значится в титрах под псевдонимом «Игорь Сколков». Исполнитель главной роли, восходящая звезда театра и кино, обладатель премии СТД им. М.И. Царёва «За успешное постижение профессии актёр» и спецприза жюри «За лучшую актёрскую работу» в картине «Зимний путь» на XXI фестивале «Окно в Европу», Е. Ткачук завершил фильм в кресле режиссёра на монтажно-тонировочном периоде.

Национальный IT-проект, поднятый с нуля, когда в него никто не верил, перекочевавший из дощатого ангара в солидный офис на вершине московского небоскрёба, обзавёлся лихим слоганом «Мы найдём всё!». Знаете ли вы, что за рубежом пользуются большим спросом продукты малоизвестной в России компании «Параллели», одной из тех, что делают славу нашей стране?.. Как показывает «Стартап», в России есть свои гении и герои, но за минувшие двадцать лет равнения на Запад мы так старались о них умалчивать, что поверили в их отсутствие. Под диктовку восторгаясь ряжеными летающими пауками и мышами, спасающими вымышленный мир от гротесковой гибели, мы чуть не забыли, что победили в страшнейшей Второй мировой войне и всего через 16 лет после неё первыми на Земле полетели в космос. И сейчас, после введения «косметических санкций», NASA без нас туда не попадёт, рискуя потерять доступ к спутникам (читай: в интернет и к многочисленным управляемым на расстоянии боевым установкам), что является огромным стратегическим преимуществом России, которым неплохо бы воспользоваться...


Тэги: Киноиндустрия
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Где шедевры?

    08.12.2020
  • Тематический сборник

    27.08.2014
  • Выборг открывает 22-е окно

    06.08.2014
  • «ВГИК подарил мне свободу»

    06.08.2014
  • В контрасте потерь и приобретений

    02.07.2014
  • В контрасте потерь и приобретений

    32 голосов
  • Тематический сборник

    28 голосов
  • «О России с любовью и уважением»

    23 голосов
  • Где шедевры?

    21 голосов
  • Напуганный романтик

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS