1990-е, Москва, МГТУ им. Баумана, пара единомышленников – обычных студентов-программистов – сколачивает команду из шести человек, чтобы осуществить идею создания алгоритма морфологического поиска. Это когда, например, к слову «путь» автоматически подбираются аналоги в нескольких книгах одновременно. Из «бытовой» задумки существенно сэкономить время выросла первая лингвистическая поисковая система на русском языке. Отвергая завлекательные предложения продать разработки за баксы, уехать в Америку, жить и зарабатывать там, 20-летние мальчишки принципиально хотели работать только в России. На вопрос любимой девушки «Что тобой движет?» главный герой отвечает: «Стремление к смыслу». Герои Борис (Евгений Ткачук) и Сева (Шамиль Хаматов) настроены идеалистически, искренне верят в пользу своего изобретения – запуск в интернете «российской системы образования, науки и культуры» и выход с ней на международный уровень…
Однако (как говорит один телеведущий): «Поисковик – это ключ к информации. Кто владеет ключом, владеет всем миром, – представитель спецслужб (Андрей Соколов) делает героям предложение, от которого нельзя отказаться. – Компания должна стать государственной». Сейчас, после терактов, организованных в интернете экстремистскими группировками, такая опека выглядит вполне логичной, способной защитить национальную безопасность от реальной угрозы. В фильме же всё складывается в пользу героев – настоящий хеппи-энд с триумфом на Западе.
Инерционная привычка быть признанным «там» – ещё полгода назад такой финал вселял бы в зрителя больший пафос, а сегодня, в ситуации противостояния в украинском конфликте, психологическая зависимость что-либо доказывать западным соперникам исчерпана. Мы и сами, без снисходительного кивка со стороны, знаем, какие мы замечательные, талантливые, смелые, умные, щедрые, благородные, добрые, справедливые… И те чувства собственного достоинства и заслуженной гордости (даже не за себя – за страну, поднятую из руин!), что выплёскиваются в торжественной речи Бориса Ларионова, гораздо важнее, ценнее, нежели реакция на них иностранцев. Наверное, поэтому в кадре остаётся герой, а «принимающая сторона» почти не показана, как нечто лишнее, чем фильм вызывает дополнительную симпатию. Год назад русский язык стал в интернете вторым по популярности, поэтому название ленты может смутить, казалось бы, необязательным здесь английским словцом, которое переводится как «запуск», подразумевающий начальную стадию деятельности, и это известный термин в отрасли высоких технологий.
Тематическое единство (кино про айтишников), безусловно, существует между американскими лентами «Социальная сеть» и «Джобс» и российским «Стартапом», но в техническом аспекте их не хочется сравнивать. Драматургически действие разворачивается поступательно и ровно, пожалуй, ему не хватает динамичности, перипетийной остроты, но сам идейный посыл, редкие в нашем кино интеллектуальные герои, идеологическая канва этого фильма вызывают моральную поддержку. Он основан на реальных событиях, но не имеет прямых прототипов (ни героев, ни интернет-компании) – это коллаж из тридцати биографий и образ компании собирательный. Ещё перед началом работы своими историями поделились с продюсерами люди, добившиеся успеха в секторе инновационных технологий. Затем по собранному богатому материалу Д. Соболев и М. Кукушкин написали сценарий. Молодой режиссёр Роман Каримов провёл все съёмки, но затем решил уйти с картины и значится в титрах под псевдонимом «Игорь Сколков». Исполнитель главной роли, восходящая звезда театра и кино, обладатель премии СТД им. М.И. Царёва «За успешное постижение профессии актёр» и спецприза жюри «За лучшую актёрскую работу» в картине «Зимний путь» на XXI фестивале «Окно в Европу», Е. Ткачук завершил фильм в кресле режиссёра на монтажно-тонировочном периоде.
Национальный IT-проект, поднятый с нуля, когда в него никто не верил, перекочевавший из дощатого ангара в солидный офис на вершине московского небоскрёба, обзавёлся лихим слоганом «Мы найдём всё!». Знаете ли вы, что за рубежом пользуются большим спросом продукты малоизвестной в России компании «Параллели», одной из тех, что делают славу нашей стране?.. Как показывает «Стартап», в России есть свои гении и герои, но за минувшие двадцать лет равнения на Запад мы так старались о них умалчивать, что поверили в их отсутствие. Под диктовку восторгаясь ряжеными летающими пауками и мышами, спасающими вымышленный мир от гротесковой гибели, мы чуть не забыли, что победили в страшнейшей Второй мировой войне и всего через 16 лет после неё первыми на Земле полетели в космос. И сейчас, после введения «косметических санкций», NASA без нас туда не попадёт, рискуя потерять доступ к спутникам (читай: в интернет и к многочисленным управляемым на расстоянии боевым установкам), что является огромным стратегическим преимуществом России, которым неплохо бы воспользоваться...