В США на 93-м году жизни скончался поэт, переводчик, мемуарист Наум Коржавин. С 70-х годов прошлого века он жил за океаном, но связи с нашей страной не терял. Точнее будет сказать, что он продолжал жить в русской литературе, активно работая в разных жанрах. В перестройку и позднее он приезжал к нам, выступал с чтением стихов и немало общался с людьми. Перемены его радовали, но как человек, прошедший через маховики репрессивной системы, он не был доверчив...
Тем не менее сложная судьба не сломила его, не привела в стан оголтелых русофобов. Ему было за что обижаться на власть – арест в рамках сталинской кампании по «борьбе с космополитизмом», допросы, ссылка, наконец выезд из СССР уже в 70-е со скандалом и многочисленными препонами. Однако он прекрасно видел разницу между чиновниками, силовиками и простыми людьми, между идеологией и реальной жизнью. Именно потому в последние годы он занимал скорее «русофильскую» позицию, призывая отделять зёрна от плевел.
Коржавин вообще был человеком своеобразным. Он, например, резко выступал против насаждения «культа Бродского», поэзию которого ценил не особенно высоко. И это тоже не нравилось продвинутой публике. Однако даже самые ярые его недоброжелатели не могли отвергать тот факт, что Коржавин являлся поэтом значительным, к мнению которого в любом случае стоит прислушаться. Теперь все эти споры уже не имеют значения. Поэт умер, но остались его стихи и статьи, которые ещё не скоро забудутся.
«ЛГ»