Наталья Старосельская
Слова, послужившие заголовком, принадлежат человеку, которого без преувеличения знает вся театральная Россия. Виктор Иванович Слобочук (на фото) – личность поистине легендарная: художественный руководитель Белгородского академического драматического театра имени М.С. Щепкина, председатель Белгородского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный деятель искусств РФ, обладатель многих престижных наград и премий. Он много десятилетий стоит «у руля», заражая энергией, вдохновением собранную им уникальную команду.
Но в непростое время, в июне 2022 года, он придумал фестиваль под названием «Интонация». И вот в июне 2025-го он прошёл в четвёртый раз, собрав по традиции театры региона: Щепкинский, Старооскольский для детей и молодёжи, носящий имя Бориса Равенских, Белгородский государственный театр кукол, Губкинский театр для детей и молодёжи, Музыкальный театр для детей и молодёжи, дипломный спектакль курса актёрского искусства БГИИК, два моноспектакля ведущих артистов Театра имени М.С. Щепкина, а также три увлекательные экскурсии: «От Щепкина до Щепкина», по театральному закулисью и «Из записной книжки завлита» руководителя литературно-драматургической части БГАДТ имени М.С. Щепкина Натальи Почерниной.
Наблюдая не только очевидный рост уровня фестивалей «Интонация», но едва ли не в первую очередь их душевное родство, проявляющееся с каждым годом, отчётливо понимаю, какую значительную роль играет в этом региональное отделение СТД, празднующее в нынешнем году своё 70-летие и посвятившее этому событию фестиваль. Именно интонация – искренняя, тёплая, душевная – скрепляет единство этих театров, говорящих со зрителями на разных языках, складывающихся в интонацию. И вместе с переполненными зрительными залами создаёт «благозвучный строй», в котором ноты звучат по-разному, а мелодия влечёт, проникает в душу своим чистым звучанием…
За четыре дня фестиваля наслаивается такое обилие впечатлений, такое количество интереснейших, живых общений, что ещё долго проживаешь их в себе. Тем более когда открывается «Интонация» пьесой, написанной и поставленной замечательным артистом Щепкинского театра Андреем Зотовым по мотивам сценария широко известного фильма «Небесный тихоход» (Музыкальный театр для детей и молодёжи), спектаклем наивным, чистым, в котором радость и беда, юмор и драматизм происходящего дышат достоверностью, а к песням давних времен с серьёзным осмыслением добавлены те, что звучали в послевоенные десятилетия.
Министерство культуры Белгородской области, горячо поддержавшее идею ежегодного фестиваля «Интонация» с самого первого, будем надеяться, переведёт этот коллектив в разряд муниципальных…
А завершался фестиваль спектаклем Губкинского театра, в котором талантливый руководитель театра, изобретательный режиссёр и прекрасная актриса Ирина Суханова объединила поэму А.С. Пушкина и шекспировскую «Мера за меру» под названием «Анджело. Игра в бесконечность» в единое сложносочинённое действо через эстетику театра Бертольта Брехта. Выразительное, малоизвестное большинству зрителей пространство поэмы и трагедии, казалось, само по себе сложилось в некую третью реальность с помощью музыки Натальи Арситовой, сценографа Анны Плаховой, балетмейстера Евгения Калашникова. Чрезвычайно сложное театральное произведение воспринималось как непрекращающаяся «игра в бесконечность» между силами зла и добра, милосердия и жестокости, власти и народа. Трудно выделить кого бы то ни было из исполнителей, настолько наполненно, энергично существовал каждый из них.

Дипломный спектакль выпускников курса ведущей актрисы Щепкинского театра Оксаны Бгавиной «Яма» по А.И. Куприну показал, что начинающие свой самостоятельный путь артисты умеют глубоко вникнуть в литературный материал и с помощью своего мастера воссоздать на сцене сложные образы, вызывая неслучайные параллели с днём нынешним и тем самым отражая течение времени – во многом трагическое, но заставляющее о многом задуматься.
А моноспектакль Оксаны Бгавиной «Демон» М.Ю. Лермонтова одарил не только точно подобранными иллюстрациями к поэме, сопровождающимися арией «На воздушном океане…», но и мастерски воспроизведёнными словами, каждое из которых актриса прожила взволнованно и сильно.
Моноспектакль артиста Щепкинской труппы Андрея Манохина «Шинель» Н.В. Гоголя, сыгранный в словно созданном для него маленьком зале с кирпичными стенами гостиницы-бутика «Щепкин», вызвал в буквальном смысле слова шок зрительного зала на 50 мест. Темперамент, на расстоянии руки расположенная фигура артиста, его постоянно меняющийся взгляд, листы исписанной бумаги, облепившие почти всю сцену, оказывали поистине магическое притяжение к этой фигуре, с рождения идущей к минуте обладания заветной шинелью до жалкой смерти существа, потерявшего мечту и с нею – смысл жизни.
Театр кукол показал «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому. При невероятно интересных куклах, с элементами теневого театра; маленьких куколках на двух экранах телевизоров; действии, происходящем в остроге, когда не совсем понятно, кто чьи слова произносит, и – главное – отсутствии как такового наказания «облегчил» тему романа. Режиссёр Александр Борок, усложнив задачи невидимых нам артистов, продумав «преступление», кажется, забыл о главном для писателя – «наказании».
Старооскольский театр возобновил спектакль, с которым группа артистов из Севастополя во главе с режиссёром Виктором Оршанским приехала в начале 2000-х на Белгородчину, – «Стойкий оловянный солдатик» по Г.Х. Андерсену. Возобновил его артист театра Сергей Лысенко, игравший в нём ещё в Севастополе. Сегодня эстетика подобного театрального действа немного устарела, выросло поколение детей, сменивших игрушки на гаджеты. Однако маленькие зрители воспринимают сказку, возможно, и с непривычностью, а их родители – с чувством благодарной ностальгии. Главное же в том, что мечта о восстановлении этого спектакля долго жила у руководителя театра Семёна Лосева, недавно ушедшего из жизни. Поэтому спектакль воспринимается как память о нём, которая долго будет жить в стенах театра.
Одним из подлинных потрясений стал спектакль щепкинцев «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в постановке и сценографии Алексея Доронина. Мощнейшая энергетика, тщательно выстроенные массовые сцены, в которых каждый артист отличается характером, силой. Ярчайшие образы Пугачёва (Игорь Ткачёв), Мироновых (Марина Русакова, Дмитрий Евграфов, Дарья Купавцева), Гринёвых (Анна Краснопольская, Иван Кириллов, Виталий Чикалов), Хлопуши (Сергей Купчичев), жены Пугачёва (Оксана Катанская), Швабрина (Роман Рощин)… Перечислить надо бы всех, но это невозможно. Проза Пушкина столь тщательно обдумана и выстроена с отсылками в современность, что спектакль вызывает множество мыслей и эмоций.
И в этом залог долгой и прекрасной жизни фестиваля «Интонация».