Инна Михайлова
В фестивале приняли участие делегации из Китая, Южной Африки, Ирана, Индии, ОАЭ, России, Белоруссии, и впервые — Индонезии.
За 9 дней насыщенной фестивальной программы зрители смогли увидеть десятки концертных программ, мастер - классов, а также познакомиться с многожанровой палитрой ярких и самобытных национальных культур. Организатором Фестиваля вновь выступил Московский Институт театрального искусства им. народного артиста СССР Иосифа Кобзона. А песня «Я люблю тебя, жизнь» в исполнении великого певца и гражданина, ставшая лейтмотивной заставкой каждого дня Фестиваля, явилась смысловым эпиграфом творческого форума молодых артистов и их наставников.
Проведенные в едином творческом созидании дни обнаружили стремление и умение талантливых студентов различных театральных школ строить новый мировой театр и по-своему смотреть не только на классику, но и на расшифровку аббревиатуру БРИКС: Большие. Разные. Искусство Континенты Сближает. Таков главный посыл Фестиваля. Особо были рады новичкам. Индонезийцы впервые побывали на московском Форуме. Почти двое суток в дороге и долгожданная встреча представителей Индонезийского Института искусств с Москвой состоялась. Нашли время вновь присоединиться к столь значимому проекту студенты и педагоги Белорусского государственного университета культуры и искусств, который в эти дни отмечает свое пятидесятилетие.

«Выявить национальные методы и способы преломления одного и того же драматургического произведения - одна из задач Фестиваля», - подчеркивает его директор и ректор МОСИТИ Дмитрий Томилин. Каждый Фестиваль посвящен одной стране и ее известному драматургическому произведению. В этом году такой страной стал Китай. Перекрестный год культур наших стран способствовал данному выбору. В обязательную программу Фестиваля входил показ каждой театральной делегацией древнейшего китайского произведения «Сирота из рода Чжао». Пьеса времен династии Юань является первым китайским драматическим текстом, переведённым на европейские языки. Пьеса, конечно же, о мести и предательстве, о самопожертвовании, о добре и зле… И о торжестве справедливости через боль, потери и страдания. Словом, о вечных ценностях, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Помимо восьми трактовок этого сюжета всеми театральными школами, в финальный день фестиваля зрители увидели заключительную версию спектакля, в которую вошли лучшие фрагменты каждой представленной работы. Таким образом, Сирота из рода Чжао заговорил на восьми языках и объединил разные театральные жанры и стили. Студенты из разных стран продемонстрировали блестящие навыки сценического боя, выразительную пластику, яркое музыкальное и вокальное дарования.

Помимо «Сироты» зрители увидели многочисленные концертные программы, специально подготовленные Институтом театрального искусства им. И.Д.Кобзона. На сцену в формате нон-стоп выходили все поколения артистов: от малышей детских коллективов довузовского образования до хорошо известных зрителям народных и заслуженных артистов. Руководители творческих мастерских вместе со своими учениками выступили с отдельной программой. Зрители, несмотря на холодные и дождливые дни, ставшие активными участниками происходящего, самым активным образом поддерживали молодежь. Они ежедневно приходили на ВДНХ, чтобы согреть своим горячим приемом молодых артистов, самим согреться их самобытным талантом и творческой энергией. Нередко зрители становились и соавторами происходящего. Театральные делегации также нашли время для посещения экскурсий и московских театров, для творческих диспутов и конференций. Вся эта многосложная организационно-творческая работа проделана на внебюджетные средства и одним театральным ВУЗом, художественным руководителем которого является легендарный Марк Варшавер (ныне президент Театра «Ленком Марка Захарова»).

Еще у Фестиваля появился гимн, который впервые прозвучал на концерте Открытия «В Россию с любовью». Завершился творческий форум итоговым гала-концертом «Культура без границ» и традиционной поездкой на теплоходе по Москве-реке. Ведь, как подчеркивает директор Дмитрий Томилин, «Все мы плывем в одной лодке». Фестиваль продемонстрировал, что его молодые участники уже умеют не только плавать, но и плыть вместе.