Виктор Иванович принадлежит к той плеяде выдающихся российских сценаристов, которые сумели выразить народную суть. Он первый из тех, кто пришёл в 70-е на смену великому поколению кинодраматургов, прошедших войну: Виктора Розова, Валентина Ежова, Александра Володина.
По происхождению сельский житель, он прошёл большой жизненный путь, прежде чем поступить во ВГИК. Снятая по его студенческому сценарию телевизионная короткометражка «Зареченские женихи» (1967) рассмешила всю страну. А первый большой настоящий успех был у светлого фильма, снятого Виталием Мельниковым, «Здравствуй и прощай». Там были замечательные характеры, великолепно воплощённые Людмилой Зайцевой, Олегом Ефремовым, Михаилом Кононовым, Виктором Павловым и Натальей Гундаревой.
Потом среди других фильмов по сценариям Мережко появилась щемящая тревожная «Родня» Никиты Михалкова с Нонной Мордюковой, Иваном Бортником, Юрием Богатырёвым, Светланой Крючковой. А провидческие «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна с Олегом Янковским, Людмилой Гурченко, Людмилой Зориной, Олегом Табаковым стали культовыми в интеллигентской среде.
Мережко был всенародно любимым драматургом. Поистине невосполнимая утрата.