Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 октября 2023 г.
Литература Проза Портфель ЛГ

Сучара!

Проза

10 октября 2023

Михаил Кураев


«И на бушующее море

льёт примирительный елей…»

                                    Ф.Ф. Тютчева


Возможности Творца, как всем известно, безграничны; может сотворить всё, вплоть до ползучих гадов, как двуногих, так и тех, кто, когда надо, ползают на животе. Но о них в другой раз.

Речь о лучшем из созданий Творца.

Кто-то может и не согласиться, но, по моему убеждению, ничего лучше женщины Творцу создать пока не удалось. Увидишь и любуешься, и нисходит в тебя умиротворение, примиряешься едва ли не со всем, что тебя огорчало и ещё огорчит в этой жизни.

В трамвае гам. Трамвай встал на дыбы. Не сам трамвай, а человек пятнадцать – двадцать, в это время в нём замкнутые. Все кричали, перебивая друг друга, возмущались, кто-то даже размахивал руками. Только один человек, дама, женщина, расположенная на сиденье у переднего входа рядом с кабиной вагоновожатого, сохраняла достоинство и покой, столь необходимые в минуты смятения, охватывающие и малые и великие человеческие сообщества.

Окажись в трамвае композитор Мусоргский или Балакирев, они сохранили бы для нас музыку гнева, но они жили в другое, бестрамвайное время.

Вот говорят: человек выпадает из своего времени. Так, быть может, и про неё, сидевшую впереди на одноместном сиденье у двери, можно было сказать. Судя по меховой изящной шапочке, пальто с норковым воротником, явно не из магазина готового платья, а ещё лёгкий ридикюль, чуть старомодный, но из хорошей мягкой кожи, всё подходило бы скорее к пассажирке ландо, нежели трамвая № 34.

Рядом с её сиденьем зажимом к стене был приторочен чуть ли не полутораметровый голик – веник для расчистки от снега трамвайной стрелки. Строгое изящество обличья и стати дамы, едва перешагнувшей апогей женской привлекательности, тем не менее наглядно свидетельствовало о сохранившемся женском магнетизме, что у достойных того избранниц никогда не угасает. Если бы художник Крамской или, к примеру, Репин взялись писать портрет неизвестной в трамвае, то непременно убрали бы полутораметровый голик на стенке с его простецкой обнажённостью плотного пучка прутьев, схваченных проволокой и угнездившихся у ног в чёрных замшевых сапожках.

Как далеки они были друг от друга!

Первое место в трамвае дама, надо думать, занимала по праву, а не по пронырству известного рода деятелей, в автобус всегда вскакивающих первыми и за фуршетным столом сразу занимающих место напротив розетки с икрой, в общем, умеющих выцарапать у судьбы и малую, и большую выгоду.

Дама, заслонившая для меня своей невозмутимостью шум и гам, занимала в вагоне отдельное переднее креслице безусловно по праву.

Кто она?

Со всей очевидностью – не жена. В том смысле как говорят: жена такого-то, и называют персону более-менее известную, а то и крупную. Она сама по себе.

Предмет, приковавший моё внимание в пору общего переполоха, конечно, свидетельствовал о самодостаточности, самостоятельности и независимости, прочно утверждённых на знаниях, опыте и силе характера.

Метеорологи говорят, что в структуре возмущённых стихий существуют участки, чуть ли не в середине, где царит покой. Вокруг всё вихрится, чуть не бесится, а вот здесь покой. Для примера тот же Архимед во время осады Сиракуз.

Вот и сейчас – в трамвае переполох, а человек не видит, не слышит и не участвует.

Гуманитарии всевозможных исканий любят поговорить о внутреннем мире человека. Вот, пожалуйста, внутренний мир наружу, налицо: невозмутимый, прочный, устойчивый против внешней агрессии.

Но кто же она? Замдиректора института экспериментальной медицины?

Почему такое пришло в голову? Разве только потому, что такой институт у нас на Кировском проспекте был. А может быть, замдиректора Института радиологии им. Рентгена? Такой ещё ближе к трамвайной остановке на углу улицы Горького и Кировского проспекта. Почему зам? Надо думать, потому что директору полагалась бы персональная машина, а здесь всё-таки трамвай.

Стал перебирать учреждения, примеряя их к моей даме.

Может быть, кто-то из руководства Дворца культуры им. промкооперации? Нет, нет и нет… Отдалённо она, конечно, напоминала Людмилу Зыкину и Ольгу Воронец, но никак не администратора. На администраторах особая печать. Администраторы как-никак люди вспомогательных занятий и не так загадочны, а в руках моей дамы виделось что-то фундаментальное. К примеру, Институт скорой помощи? Пожалуй… Тоже рядом. Но ближе всё-таки экспериментальной медицины.

Почувствовав на себе чей-то взгляд, она спокойно, как встречают приближение комара, повернула голову направо. Открылась зеленоватая глубина глаз, смотревших прямо и, надо думать, видевших больше, чем просто распалённого нескромным любопытством попутчика. Взгляд! Взгляд в пустоту мирового пространства. Любознательный «комар» не представлял ни угрозы, ни интереса, и голова в лёгком меховом уборе вернулась в прежнее положение. Ни тени смущения или досады, скорее, привычка топить в немереной глубине неподвижного безразличия взоры празднолюбопытствующих.

Стал примерять к ней имена. Олимпиада Аполлоновна? Пожалуй, нет… Климат не тот. Не подходит по климату. Скорее подошло бы Варвара Евграфовна, чуть старомодное и такое, чтобы не вдруг выговорить…

А шум и возмущение в трамвае разгорались.

художник Анжела Джерих

Дело в том, что трамвай № 34 шёл от угла Горького и Кировского через Кировский мост к цирку, а там два шага и до Дома кино. Очень удобно. От Ленфильма и до Дома кино. Кому-то ещё дальше, на Некрасовский рынок, к примеру, или вовсе к Смольному. Но стоило трамваю отойти от остановки и замереть у светофора на Кировском проспекте, как вожатый с перевязанным разболтавшимися несвежими бинтами горлом, страдавший, надо думать, от чирья, высунулся из кабины и объявил: «Трамвай пойдёт в парк по Куйбышева налево!»

Вот это номер! Сколько его ждали, а теперь ещё и в парк?

И почему не объявил на остановке, когда двери были открыты? И почему это в парк надо обязательно по Куйбышева, а не через Кировский мост, мы город не хуже этого трамвайщика знаем. Знаем и трампарк им. Смирнова в Дегтярном переулке, не знаем, какой такой Смирнов, но знаем, что маршрут к нему по Кировскому мосту короче, чем по Литейному.

Что за выдумки?! Это что же, выходить налево на Куйбышева у «дома Политкаторжан» и тащиться назад на остановку у площади Революции, открытой всем ветрам, в отличие от предыдущей остановки, где была кое-какая крыша… Хотя бы и общественного туалета, похожего на замок в миниатюре с элементами готики. А тут чёрт знает что!

Любой бы возмутился. Любой, но не она, сохранившая непроницаемое безразличие к происходящему безобразию…

Наконец дали зелёный, и трамвай пересёк Кировский проспект, прополз по кривой мимо общежития института железнодорожного транспорта, остроумно построенного, если посмотреть сверху, в виде серпа и молота, мимо соборной мечети с куполом в чешуе голубых изразцов под охраной двух подпирающих небо близнецов-минаретов, и остановился у особняка Матильды Кшесинской, подаренного балерине великим князем, великим поклонником всех её талантов и способностей.

Почти одновременно открылись передняя дверь трамвая и дверь кабины водителя. Водитель с ломиком для перевода стрелки в руках готов был выйти, чтобы дать трамваю направление налево.

И в эту самую минуту, ни секундой позже, дама, сидевшая на переднем сиденье, вырвала полутораметровый голик из гнезда на стенке и вознесла его над головой водителя, даже забывшего о своём оружии и замершего с бессмысленным ломиком в оцепеневших руках. Но воительница, прежде чем нанести удар, благородно предупредила: «Сучара! Ты сейчас у меня получишь!»

И нет сомнений, что сейчас бы и получил, если бы обречённый не скрылся в своей остеклённой кабине. Водила шарахнулся, едва не потеряв равновесие, и спрятался как ошпаренный

Грянул звук упавшего на пол ломика.

В густой тишине, охватившей вагон, все слышали, как брякнула защёлка на тот случай, если дама всё-таки пожелает осуществить своё обещание.

Народ безмолвствовал…

И что вы думаете? Трамвай тронулся и повернул направо в сторону Кировского моста, и как миленький покатил себе в стойло на Дегтярном вдоль переполненного преданиями пустынного Марсова поля, вдоль несравненной чёрного муара ленты Лебяжьей канавки, вдоль обнажённого, сбросившего листву и упрятавшего в деревянные ящики на зиму беломраморные фигуры, изготовившегося зябнуть Летнего сада, мимо похожего на настоящий замок дворца, где в угловой комнате, выходящей окнами второго этажа на площадь Жертв революции (так в своё время именовалось Марсово поле), был убит помазанный на царство император Павел Первый…

Решительные люди никогда не переводились в нашем городе.

Главное – разговаривать с людьми на понятном им языке, и вас поймут, и жизнь будет двигаться тем единственно верным путём, какого от неё ждут люди, большинство людей…

Дама вернула своё орудие устрашения в гнездо на стенке и, не оглядываясь на замерших за её спиной пассажиров, заняла своё прежнее место…

А что поступок?

Так, мелочь…

Он никак не нарушил, не потревожил, не возмутил сосредоточенный покой, какого, надо думать, требовал предмет её размышлений о личном или служебном, одинаково недоступных для случайных попутчиков.

Могут ли после этого у кого-то остаться сомнения в том, что женщины, и, скорее всего, именно наши женщины, непременно загадочные и беспощадно откровенные в выражении своих подлинных чувств, – лучшее, что было создано Творцом.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS