Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 октября 2020 г.
  4. № 42 (6757) (21.10.2020)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Судьбы Курского вокзала

От дворца к дворцу: роскошным и сдержанным

21 октября 2020
 Курско-Нижегородский вокзал конца XIX века ещё не был обременён стеклянным фасадом, появившимся в 1970-е

Бьюсь об заклад, что здесь бывал каждый москвич, за исключением совсем уж юных. Курский вокзал – одно из главных мест Москвы, перекрёсток встреч и проводов, начало многих путешествий – и деловых, и курортных. Но о поворотах вокзальной судьбы мы задумываемся нечасто. А жаль. Она и драматична, и поучительна.

Началось всё в 1852 году, когда черниговский, полтавский и харьковский генералгубернатор впервые обратился к императору Николаю I с предложением о сооружении Южной железной дороги. Император идею одобрил, но быстро приступить к её реализации страна не смогла: увы, не хватало финансов. Это сказалось во время Крымской войны, когда снабжение армии, действовавшей на южных рубежах империи, оказалось затруднено. Строить дорогу начали уже почти через десятилетие после войны, в эпоху великих реформ Александра II. А регулярное движение поездов из Белокаменной в Курск началось в 1868 году.

К тому времени уже два года существовало скромное здание Курского вокзала. Располагалось оно примерно на месте нынешнего – огромного. Вдобавок неподалёку от Рогожской заставы стоял столь же неприметный деревянный Нижегородский вокзал, который тоже считают предшественником нынешнего Курского. В середине 1890х Курскую и Нижегородскую железные дороги объединили. И приняли решение построить более просторный и фундаментальный магистральный узел на месте первоначального – Курского. А старый Нижегородский вокзал ещё долго принимал грузовые составы.

Проект нового здания Курско-Нижегородского вокзала подготовил архитектор Николай Иванович Орлов (1860–1918), построивший также дом правления Московско-Курской и НижегородскоМуромской железных дорог и вокзал в подмосковном Подольске. Для своего главного сооружения Орлов выбрал классический стиль, не пожалел фантазии на колонны и лепнину. Получилось основательно и красиво. Особенно хороши интерьеры – думаю, каждый, кто забегал в эти старые залы Курского, со мной согласится. Там есть и размах, и роскошь, и сдержанность развитого вкуса, и соразмерность большому суматошному вокзальному помещению. Несмотря на колоссальные людские потоки, там редко бывает тесно.

А перед вокзалом, на Садовом кольце, которое тогда ещё действительно оставалось садовым, была устроена достаточно просторная площадь, весьма удобная для извозчиков.

В 1930-е городские власти решили основательно перестроить Курский вокзал, который, как считалось, был недостаточно помпезным и просторным для своего статуса. Провели международный конкурс на его реконструкцию. В то время Москва энергично хорошела, превращаясь в настоящий современный столичный город, с метро, автобусами, огромными парками и стадионами… Вот и от обновления Курского вокзала ждали чего-то уникального. И на конкурсе были представлены действительно интересные проекты. Только реализовать их не удалось. В итоге белокаменный вокзал Орлова в 1938 году лишь слегка реконструировали, не изменив его облика, к которому москвичи успели привыкнуть. Таким вокзал выдержал испытания войны. Таким праздновал Победу, образ которой запечатлелся в павильоне станции метро, примыкающей к Курскому вокзалу. Это триумфальная, радостная архитектура, достойная народапобедителя!

Новая судьба была суждена Курскому вокзалу в начале 1970-х. Орловский дворец к тому времени действительно стал тесноват… И тогдашний главный архитектор Москвы Михаил Посохин одобрил проект зодчего Георгия Волошинова, который наделил вокзал современным стеклянным фасадом с запоминающимся огромным козырьком. Новый вокзал стал просторным. В его светлых пространствах были запущены эскалаторы, открыты кафе и магазины. Причём полюбившееся людям творение Орлова осталось невредимым! Кстати, реконструкцию – весьма основательную – проводили так, что движение поездов не прекращалось ни на минуту. Вокзал не закрывался, он продолжал исполнять свои функции. Его аккуратно отстраивали по частям.

kursky-vokzal450x300.jpg
БАЛАБАНОВ / РИА НОВОСТИ  

Основную часть старого вокзала, примыкающую к путям, сохранили, а со стороны площади возвели новое здание – ультрасовременное и весьма удобное для многочисленных пассажиров, стремившихся и к поездам дальнего следования, и к дачным электричкам. Вокзал стал крупнейшим в Москве. Появились удобные тоннели, на платформу и в залы ожидания можно было попасть практически сразу из вагона метро. Вокзал и станция метрополитена легко выдерживали огромные людские потоки.

Знатоки русской литературы ХХ века при упоминании Курского вокзала непременно вспомнят поэму Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», в которой с этим вокзалом связано многое. Чего стоят парадоксальные и незабываемые рассуждения главного героя: «Если даже ты пойдёшь налево – попадёшь на Курский вокзал; если прямо – всё равно на Курский вокзал; если направо – всё равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть».

В 1990-е вокзал и его окрестности переживали не лучшие времена. Куда-то исчезла прежняя опрятность, вокзал подчас напоминал ночлежку. К тому же в конце века обширная площадь Курского вокзала вызвала неподдельный интерес зарождавшегося в России бизнеса. В итоге прямо перед вокзалом возвели массивное здание торгового центра, увы, построенного без учёта архитектурного образа вокзала. А площадь просто исчезла. Осталась только узкая полоска между стеклянным корпусом 1972 года и «тылами» торгового центра.

При этом сам вокзал после очередного ремонта снова стал уютным и гостеприимным. Это настоящая современная транспортная гавань великого города, в котором пассажиру не приходится терять время: там можно быстро получить всё необходимое, любую справку, любую услугу. В вокзальном комплексе смешались времена: конец XIX века и расцвет века ХХ. Этот сплав оказался жизнеустойчивым и эстетически притягательным. Недаром Курский вокзал и ныне любим и популярен. Москва без него непредставима. А у вокзального здания есть судьба, извилистая, незаурядная, со взлётами и падениями, с неприятностями и триумфами. Достойный вокзальный ансамбль, накрепко связанный с судьбой нашей страны. А что дальше? Только счастливое будущее. Если в него не верить – то, наверное, не стоило строить железную дорогу и вокзалы… А мы твёрдо знаем: всё это было не напрасно.

sanobrabotka450x300.jpg
Санобработка вокзального интерьера, октябрь 2020 года 
АНТОН ДЕНИСОВ / РИА НОВОСТИ

Тэги: Замостьянов Арсений
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Спасибо вам, Николай Николаевич!

    05.10.2021
  • Индустрия в красках

    21.09.2021
  • Транссиб. Выбор пути

    19.05.2021
  • Изобретатель чудес

    12.05.2021
  • Солдатская звезда

    05.05.2021
  • Построено на совесть

    19 голосов
  • Путеец Леонид Красин

    18 голосов
  • Состав не задохнулся на подъёме

    15 голосов
  • Баллада о путевом обходчике

    14 голосов
  • Поезд мчится в чистом поле…

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS