Бьюсь об заклад, что здесь бывал каждый москвич, за исключением совсем уж юных. Курский вокзал – одно из главных мест Москвы, перекрёсток встреч и проводов, начало многих путешествий – и деловых, и курортных. Но о поворотах вокзальной судьбы мы задумываемся нечасто. А жаль. Она и драматична, и поучительна.
Началось всё в 1852 году, когда черниговский, полтавский и харьковский генералгубернатор впервые обратился к императору Николаю I с предложением о сооружении Южной железной дороги. Император идею одобрил, но быстро приступить к её реализации страна не смогла: увы, не хватало финансов. Это сказалось во время Крымской войны, когда снабжение армии, действовавшей на южных рубежах империи, оказалось затруднено. Строить дорогу начали уже почти через десятилетие после войны, в эпоху великих реформ Александра II. А регулярное движение поездов из Белокаменной в Курск началось в 1868 году.
К тому времени уже два года существовало скромное здание Курского вокзала. Располагалось оно примерно на месте нынешнего – огромного. Вдобавок неподалёку от Рогожской заставы стоял столь же неприметный деревянный Нижегородский вокзал, который тоже считают предшественником нынешнего Курского. В середине 1890х Курскую и Нижегородскую железные дороги объединили. И приняли решение построить более просторный и фундаментальный магистральный узел на месте первоначального – Курского. А старый Нижегородский вокзал ещё долго принимал грузовые составы.
Проект нового здания Курско-Нижегородского вокзала подготовил архитектор Николай Иванович Орлов (1860–1918), построивший также дом правления Московско-Курской и НижегородскоМуромской железных дорог и вокзал в подмосковном Подольске. Для своего главного сооружения Орлов выбрал классический стиль, не пожалел фантазии на колонны и лепнину. Получилось основательно и красиво. Особенно хороши интерьеры – думаю, каждый, кто забегал в эти старые залы Курского, со мной согласится. Там есть и размах, и роскошь, и сдержанность развитого вкуса, и соразмерность большому суматошному вокзальному помещению. Несмотря на колоссальные людские потоки, там редко бывает тесно.
А перед вокзалом, на Садовом кольце, которое тогда ещё действительно оставалось садовым, была устроена достаточно просторная площадь, весьма удобная для извозчиков.
В 1930-е городские власти решили основательно перестроить Курский вокзал, который, как считалось, был недостаточно помпезным и просторным для своего статуса. Провели международный конкурс на его реконструкцию. В то время Москва энергично хорошела, превращаясь в настоящий современный столичный город, с метро, автобусами, огромными парками и стадионами… Вот и от обновления Курского вокзала ждали чего-то уникального. И на конкурсе были представлены действительно интересные проекты. Только реализовать их не удалось. В итоге белокаменный вокзал Орлова в 1938 году лишь слегка реконструировали, не изменив его облика, к которому москвичи успели привыкнуть. Таким вокзал выдержал испытания войны. Таким праздновал Победу, образ которой запечатлелся в павильоне станции метро, примыкающей к Курскому вокзалу. Это триумфальная, радостная архитектура, достойная народапобедителя!
Новая судьба была суждена Курскому вокзалу в начале 1970-х. Орловский дворец к тому времени действительно стал тесноват… И тогдашний главный архитектор Москвы Михаил Посохин одобрил проект зодчего Георгия Волошинова, который наделил вокзал современным стеклянным фасадом с запоминающимся огромным козырьком. Новый вокзал стал просторным. В его светлых пространствах были запущены эскалаторы, открыты кафе и магазины. Причём полюбившееся людям творение Орлова осталось невредимым! Кстати, реконструкцию – весьма основательную – проводили так, что движение поездов не прекращалось ни на минуту. Вокзал не закрывался, он продолжал исполнять свои функции. Его аккуратно отстраивали по частям.
БАЛАБАНОВ / РИА НОВОСТИ
Основную часть старого вокзала, примыкающую к путям, сохранили, а со стороны площади возвели новое здание – ультрасовременное и весьма удобное для многочисленных пассажиров, стремившихся и к поездам дальнего следования, и к дачным электричкам. Вокзал стал крупнейшим в Москве. Появились удобные тоннели, на платформу и в залы ожидания можно было попасть практически сразу из вагона метро. Вокзал и станция метрополитена легко выдерживали огромные людские потоки.
Знатоки русской литературы ХХ века при упоминании Курского вокзала непременно вспомнят поэму Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», в которой с этим вокзалом связано многое. Чего стоят парадоксальные и незабываемые рассуждения главного героя: «Если даже ты пойдёшь налево – попадёшь на Курский вокзал; если прямо – всё равно на Курский вокзал; если направо – всё равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть».
В 1990-е вокзал и его окрестности переживали не лучшие времена. Куда-то исчезла прежняя опрятность, вокзал подчас напоминал ночлежку. К тому же в конце века обширная площадь Курского вокзала вызвала неподдельный интерес зарождавшегося в России бизнеса. В итоге прямо перед вокзалом возвели массивное здание торгового центра, увы, построенного без учёта архитектурного образа вокзала. А площадь просто исчезла. Осталась только узкая полоска между стеклянным корпусом 1972 года и «тылами» торгового центра.
При этом сам вокзал после очередного ремонта снова стал уютным и гостеприимным. Это настоящая современная транспортная гавань великого города, в котором пассажиру не приходится терять время: там можно быстро получить всё необходимое, любую справку, любую услугу. В вокзальном комплексе смешались времена: конец XIX века и расцвет века ХХ. Этот сплав оказался жизнеустойчивым и эстетически притягательным. Недаром Курский вокзал и ныне любим и популярен. Москва без него непредставима. А у вокзального здания есть судьба, извилистая, незаурядная, со взлётами и падениями, с неприятностями и триумфами. Достойный вокзальный ансамбль, накрепко связанный с судьбой нашей страны. А что дальше? Только счастливое будущее. Если в него не верить – то, наверное, не стоило строить железную дорогу и вокзалы… А мы твёрдо знаем: всё это было не напрасно.
Санобработка вокзального интерьера, октябрь 2020 года
АНТОН ДЕНИСОВ / РИА НОВОСТИ