Напомним, что Нобелевка по физике в этом году была присуждена британскому учёному Питеру Хиггсу и бельгийцу Франсуа Энглеру за теоретическое обоснование существования бозона – частицы, благодаря которой все остальные элементарные частицы обретают массу. Оба учёных в 60-е годы входили в группу физиков, которые пытались получить объяснение физического явления массы у элементарных частиц.
В разработке теории, помимо Хиггса и Энглера, принимали участие Карл Хаген, Том Киббл и Джеральд Гуральник, а также Роберт Браут, который скончался в 2011 году. Среди учёных, которые предсказывали существование бозона, были и советские физики Александр Поляков и Александр Мигдал. Александр Поляков получил совместно со Стивеном Хокингом премию Fundamental Physics Prizes 2013 года, учреждённую российским олигархом Юрием Мильнером. Эта премия, кстати, в три раза превосходит по финансовому наполнению Нобелевскую.
Разработанная усилиями нескольких теоретиков теория предсказывала существование частицы, получившей название бозона Хиггса, которая была обнаружена на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН в 2012 году.
Как всегда в таких случаях, Нобелевский комитет присуждает премию учёным, внёсшим решающий вклад в то или иное открытие. Причём посмертно премии не присуждаются.
Вот, скажем, все знают про эффект Вавилова–Черенкова, открытый в 1934 году. А Нобелевскую премию за его открытие получили советские физики Черенков, Тамм и Франк в 1958 году. Замечательный физик Сергей Вавилов, в лаборатории которого и был открыт этот эффект, к этому времени умер.
Среди нобелевских лауреатов за этот год был бы несомненно и английский физик Роберт Браут, но он, к сожалению, умер два года назад.
Известен уникальный и пока единственный случай, когда лауреату Нобелевскую премию доставили на дом. Это великий физик Лев Ландау. Как известно, он попал в страшную автокатастрофу, после которой так и не смог полностью восстановить здоровье. По инициативе Нильса Бора Нобелевская премия по физике за 1962 год была присуждена Ландау, несмотря на то что он, будучи прикованным к больничной койке, приехать в Норвегию, чтобы лично получить премию, не мог. По настоянию того же Бора для Ландау было сделано исключение, он стал лауреатом Нобелевской премии, которую ему привёз в Москву лично Нильс Бор.
Вот и в этом году, по моему мнению, невзирая на сложившуюся практику длительной и тщательной проверки всех экспериментов, которые претендуют быть отмеченными Нобелевским комитетом, было сделано исключение для Хиггса и Энглера, которые уже достигли более чем почтенного возраста.
Досадно, что ряд экспертов, среди которых, например, талантливый российский философ Сергей Переслегин, физик-ядерщик по базовому образованию, выразили своё несогласие с решением Нобелевского комитета. По причине, что это открытие надо ещё многократно проверить. Переслегин эмоционально заявил, что теперь для него «Нобелевской премии не существует».
Да нет, господа, Нобелевская премия по физике существует весьма явственно. В прямом и переносном смысле. Просто работать надо по своей прямой специальности и добиваться ощутимых на мировом уровне результатов. «А слава тебя найдёт!» – так, кажется, пелось в известной советской песне.