Директор издательства «Научный мир», руководитель Культурного проекта Art librum, куратор, член Управляющего комитета ICOM Беларусь Алла Змиева (на фото) много лет занимается «забытыми именами»: в фокусе её внимания – художники, чьё творчество является гордостью не только Беларуси, но и всей Европы, да и, пожалуй, мирового искусства в целом. Поэтому наш разговор с ней пошёл по вполне понятному сюжету: об искусстве, а также о различных просветительских инициативах, позволяющих воспитывать вкусы поклонников живописи и не забывать не такую уж и далёкую историю.
– Алла Борисовна, ваши организаторские усилия как коллекционера живописи, куратора и издателя во многом связаны с белорусскими адресами. Почему так случилось? «Виноваты» Хаим Сутин, Шрага Царфин, другие художники знаменитой «Парижской школы», родившиеся в разных уголках Беларуси?
– В 2015 году в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Сутинские чтения», которую почтили своим участием специалисты по изучению «Парижской школы» с мировым именем сразу из нескольких европейских стран. Меня тогда пригласили стать одним из организаторов этого форума. До того времени профессионально таким явлением, как «Парижская школа», я не занималась. Хотя европейское искусство начала и первой половины ХХ века эстетически мне всегда было близко. Имя Хаима Сутина я знала больше в контексте их дружбы с Модильяни, мастером, обожаемым ещё со школьных времён. Поэтому тот факт, что Хаим Сутин, французский художник еврейского происхождения, родом из местечка Смиловичи, что под Минском, для меня стал открытием, как и для многих наших сограждан. Ведь Сутин – всемирно знаменитый художник, его произведения уходят на аукционах за баснословные миллионы! Удивительно и то, что Смиловичи – родина ещё одного представителя художественной «Парижской школы» – Шраги Царфина. Его потомки из Франции, России и Израиля также приезжали на конференцию в 2015-м. Тогда же и завязались наши тесные впоследствии отношения, в частности с его внуком Ивом Дюлаком.
– На ваш взгляд, достаточно ли широко известны судьба и творчество Хаима Сутина в Смиловичах, в Минске, в Беларуси?
– В последние годы произошёл настоящий прорыв в создании контекста для возвращения имён художников, некогда покинувших свои родные места и обретших славу за пределами Беларуси. Мы должны быть благодарны тем, кто стоял у истоков возвращения в наше время имени Хаима Сутина и других художников в исторический и научный оборот в Беларуси. Это в первую очередь дипломат, работавший в Париже представителем Беларуси в ЮНЕСКО, исследователь творчества художников «Парижской школы», родом из Беларуси, Владимир Григорьевич Счастный. Во многом благодаря его усилиям в 2008 году в Центре детского творчества городского посёлка Смиловичи Червенского района Минской области была открыта экспозиция, посвящённая Хаиму Сутину, которая впоследствии и переросла в мемориальный музей художника.
Наши коллеги из других стран с большим вниманием следят за происходящими у нас движениями по теме «Парижской школы», имею в виду прежде всего исследователей из Литвы, России и Франции. В начале ХХ века – а именно к тому периоду относится начало творчества этих мастеров – художественное образование молодые люди западных регионов Российской империи чаще получали в Виленской рисовальной школе. Так что интерес литовцев не праздный. Практически обо всех художниках сняты документальные фильмы, а про таких, как Шагал и Царфин, даже не по одной ленте.
– В последние годы вы много делаете для возвращения работ Шраги Царфина на родину, в Беларусь, для популяризации его творчества. Расскажите, пожалуйста, немного об этом художнике.
– Стоит начать с восторженных слов о выставке его работ, которая пользовалась оглушительным успехом у посетителей Национального художественного музея Беларуси в течение нескольких месяцев в начале 2020 года. У Царфина в Беларуси появились многочисленные поклонники. Путь к этому успеху многие годы прокладывался благодаря сотрудничеству с наследниками художника. Художественный музей в Смиловичах перестал быть только мемориальным, превратившись в сокровищницу оригинальных произведений как раз в 2015 году. Тогда благодаря глубоким и тщательным исследованиям личности и творческого наследия Шраги Царфина, которыми занимается мой коллега Юрий Абдурахманов, его наследники поверили, что имя их отца и деда займёт справедливое почётное место как в среде столичных специалистов, так и на родине, в Смиловичах. Они передали в дар музею «Пространство Хаима Сутина» оригинальные произведения и несколько личных вещей Шраги Царфина для создания отдельного «зала Царфина», посвящённого его творчеству. Конечно, это событие подняло музей в Смиловичах на качественно новый уровень. К настоящему времени он стал туристической меткой на карте Беларуси, через него пролегает несколько экскурсионных маршрутов. Теперь посетители могут любоваться работами Шраги Царфина как в Минске, так и в Смиловичах.
На выставке в Национальном художественном музее Беларуси «Шрага Царфин. Ведущий к свету» было представлено 60 (!) произведений художника. Главный куратор проекта, подготовленного к 120-летию со дня рождения художника, – Юрий Абдурахманов проделал серьёзную работу для подготовки и выпуска каталога выставки, а также публикации воспоминаний Ш. Царфина на русском и французском языках. Книга воспоминаний «Файбиш Шрага Царфин: О Сутине, о Смиловичах, о себе» вышла в нашем издательстве «Научный мир» и была представлена на XXVII Минской международной книжной выставке-ярмарке. Это уникальная первая публикация воспоминаний, переданных Лилиан Дюлак-Царфин, дочерью художника, для перевода и издания в Беларуси.
– Шагал, Сутин, Царфин... Есть ли другие имена из «Парижской школы», связанные с Беларусью и требующие, говоря современным языком, раскрутки у нас?
– Осенью 2018 года в Национальном историческом музее под моим кураторством проходила большая выставка «Мастера Монпарнаса из белорусских местечек». За несколько лет работы по теме «Парижской школы» я открыла для себя имена художников, которые раньше не входили в число моих эстетических предпочтений. Например, Михаил Кикоин, который родился в 1892 году в Гомеле, посещал в Минске художественную школу Якова Кругера, где и познакомился с Хаимом Сутином. В 1909 году они вместе уехали на учёбу в Вильно, а после перебрались в Париж. Общаясь с коллекционерами, я впервые увидела оригинальные работы Осипа Любича, художника из Гродно... Подпитывалась информацией от коллег и коллекционеров, а когда видела интересные и доступные для приобретения работы на аукционах, советовала и помогала поклонникам искусства «Парижской школы» их приобрести. Так что идея сама напрашивалась – объединить в одной выставке все известные мне работы художников «Парижской школы», находящиеся в частных коллекциях. Получилось восемь звёздных имён: Шрага Царфин, Осип Любич, Осип Цадкин (была представлена его графика), Марк Шагал, Евгений Зак, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень и Роберт Генин. Мы издали каталог, сотрудничество с частными коллекционерами оказалось удачным, многие предоставили работы для участия и в последующей выставке Шраги Царфина в Национальном художественном музее. Уникальную серию графики Роберта Генина предоставил на нашу выставку в Минске коллекционер из Санкт-Петербурга Алексей Родионов.
– В вашей организаторской работе, связанной с изобразительным искусством, был и опыт проведения пленэров. Эта практика продолжится?
– Это очень интересное творческое занятие, но хлопотное и затратное. Есть несколько идей для пленэров, готова ими поделиться с теми, у кого есть возможность организовать такое мероприятие. Как у куратора, у меня есть планы провести пленэр для французских художников в Мирском замке на Гродненщине...
– Почему бы не объединить Несвижское и Мирское замковые пространства благодаря вниманию к ним зрелых, интересных художников?
– Это вполне возможно.
– Можно ли говорить о существовании такого направления, как художественное краеведение Беларуси? Что можно сделать для художественно-исторического образования, для возвращения памяти о наших ярких живописцах?
– Как куратор и издатель, я вижу, как много есть хорошего материала для создания интересных проектов, ярких экспозиций и публикаций. В ближайшей перспективе нам предстоит издание на русском языке монографии о жизни Хаима Сутина французского исследователя его жизни и творчества Мишеля Ле Брен-Франзароли. У Национального художественного музея РБ существует несколько программ развития региональных музеев, правда, пока ими занимаются в основном малочисленные энтузиасты. Вот мне очевидно, что надо создавать галерею работ Георгия Скрипниченко в Слуцке. Кому ни предлагаю – пока никто не поддерживает идею. Одна я, конечно, не справлюсь. Хотя в Слуцке можно смело делать музей современного искусства.
Максим Веянис