Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Белорусский дневник

Сутин, Царфин, Шагал...

Произведения художников «Парижской школы» возвращаются на родину

24 августа 2021

Директор издательства «Научный мир», руководитель Культурного проекта Art librum, куратор, член Управляющего комитета ICOM Беларусь Алла Змиева (на фото) много лет занимается «забытыми именами»: в фокусе её внимания – художники, чьё творчество является гордостью не только Беларуси, но и всей Европы, да и, пожалуй, мирового искусства в целом. Поэтому наш разговор с ней пошёл по вполне понятному сюжету: об искусстве, а также о различных просветительских инициативах, позволяющих воспитывать вкусы поклонников живописи и не забывать не такую уж и далёкую историю.

– Алла Борисовна, ваши организаторские усилия как коллекционера живописи, куратора и издателя во многом связаны с белорусскими адресами. Почему так случилось? «Виноваты» Хаим Сутин, Шрага Царфин, другие художники знаменитой «Парижской школы», родившиеся в разных уголках Беларуси?

– В 2015 году в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Сутинские чтения», которую почтили своим участием специалисты по изучению «Парижской школы» с мировым именем сразу из нескольких европейских стран. Меня тогда пригласили стать одним из организаторов этого форума. До того времени профессионально таким явлением, как «Парижская школа», я не занималась. Хотя европейское искусство начала и первой половины ХХ века эстетически мне всегда было близко. Имя Хаима Сутина я знала больше в контексте их дружбы с Модильяни, мастером, обожаемым ещё со школьных времён. Поэтому тот факт, что Хаим Сутин, французский художник еврейского происхождения, родом из местечка Смиловичи, что под Минском, для меня стал открытием, как и для многих наших сограждан. Ведь Сутин – всемирно знаменитый художник, его произведения уходят на аукционах за баснословные миллионы! Удивительно и то, что Смиловичи – родина ещё одного представителя художественной «Парижской школы» – Шраги Царфина. Его потомки из Франции, России и Израиля также приезжали на конференцию в 2015-м. Тогда же и завязались наши тесные впоследствии отношения, в частности с его внуком Ивом Дюлаком.

– На ваш взгляд, достаточно ли широко известны судьба и творчество Хаима Сутина в Смиловичах, в Минске, в Беларуси?

– В последние годы произошёл настоящий прорыв в создании контекста для возвращения имён художников, некогда покинувших свои родные места и обретших славу за пределами Беларуси. Мы должны быть благодарны тем, кто стоял у истоков возвращения в наше время имени Хаима Сутина и других художников в исторический и научный оборот в Беларуси. Это в первую очередь дипломат, работавший в Париже представителем Беларуси в ЮНЕСКО, исследователь творчества художников «Парижской школы», родом из Беларуси, Владимир Григорьевич Счастный. Во многом благодаря его усилиям в 2008 году в Центре детского творчества городского посёлка Смиловичи Червенского района Минской области была открыта экспозиция, посвящённая Хаиму Сутину, которая впоследствии и переросла в мемориальный музей художника.

Наши коллеги из других стран с большим вниманием следят за происходящими у нас движениями по теме «Парижской школы», имею в виду прежде всего исследователей из Литвы, России и Франции. В начале ХХ века – а именно к тому периоду относится начало творчества этих мастеров – художественное образование молодые люди западных регионов Российской империи чаще получали в Виленской рисовальной школе. Так что интерес литовцев не праздный. Практически обо всех художниках сняты документальные фильмы, а про таких, как Шагал и Царфин, даже не по одной ленте.

carfin450.jpg
Ш. Царфин. Красный замок, 1950-е годы

– В последние годы вы много делаете для возвращения работ Шраги Царфина на родину, в Беларусь, для популяризации его творчества. Расскажите, пожалуйста, немного об этом художнике.

– Стоит начать с восторженных слов о выставке его работ, которая пользовалась оглушительным успехом у посетителей Национального художественного музея Беларуси в течение нескольких месяцев в начале 2020 года. У Царфина в Беларуси появились многочисленные поклонники. Путь к этому успеху многие годы прокладывался благодаря сотрудничеству с наследниками художника. Художественный музей в Смиловичах перестал быть только мемориальным, превратившись в сокровищницу оригинальных произведений как раз в 2015 году. Тогда благодаря глубоким и тщательным исследованиям личности и творческого наследия Шраги Царфина, которыми занимается мой коллега Юрий Абдурахманов, его наследники поверили, что имя их отца и деда займёт справедливое почётное место как в среде столичных специалистов, так и на родине, в Смиловичах. Они передали в дар музею «Пространство Хаима Сутина» оригинальные произведения и несколько личных вещей Шраги Царфина для создания отдельного «зала Царфина», посвящённого его творчеству. Конечно, это событие подняло музей в Смиловичах на качественно новый уровень. К настоящему времени он стал туристической меткой на карте Беларуси, через него пролегает несколько экскурсионных маршрутов. Теперь посетители могут любоваться работами Шраги Царфина как в Минске, так и в Смиловичах.

На выставке в Национальном художественном музее Беларуси «Шрага Царфин. Ведущий к свету» было представлено 60 (!) произведений художника. Главный куратор проекта, подготовленного к 120-летию со дня рождения художника, – Юрий Абдурахманов проделал серьёзную работу для подготовки и выпуска каталога выставки, а также публикации воспоминаний Ш. Царфина на русском и французском языках. Книга воспоминаний «Файбиш Шрага Царфин: О Сутине, о Смиловичах, о себе» вышла в нашем издательстве «Научный мир» и была представлена на XXVII Минской международной книжной выставке-ярмарке. Это уникальная первая публикация воспоминаний, переданных Лилиан Дюлак-Царфин, дочерью художника, для перевода и издания в Беларуси.

– Шагал, Сутин, Царфин... Есть ли другие имена из «Парижской школы», связанные с Беларусью и требующие, говоря современным языком, раскрутки у нас?

– Осенью 2018 года в Национальном историческом музее под моим кураторством проходила большая выставка «Мастера Монпарнаса из белорусских местечек». За несколько лет работы по теме «Парижской школы» я открыла для себя имена художников, которые раньше не входили в число моих эстетических предпочтений. Например, Михаил Кикоин, который родился в 1892 году в Гомеле, посещал в Минске художественную школу Якова Кругера, где и познакомился с Хаимом Сутином. В 1909 году они вместе уехали на учёбу в Вильно, а после перебрались в Париж. Общаясь с коллекционерами, я впервые увидела оригинальные работы Осипа Любича, художника из Гродно... Подпитывалась информацией от коллег и коллекционеров, а когда видела интересные и доступные для приобретения работы на аукционах, советовала и помогала поклонникам искусства «Парижской школы» их приобрести. Так что идея сама напрашивалась – объединить в одной выставке все известные мне работы художников «Парижской школы», находящиеся в частных коллекциях. Получилось восемь звёздных имён: Шрага Царфин, Осип Любич, Осип Цадкин (была представлена его графика), Марк Шагал, Евгений Зак, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень и Роберт Генин. Мы издали каталог, сотрудничество с частными коллекционерами оказалось удачным, многие предоставили работы для участия и в последующей выставке Шраги Царфина в Национальном художественном музее. Уникальную серию графики Роберта Генина предоставил на нашу выставку в Минске коллекционер из Санкт-Петербурга Алексей Родионов.

– В вашей организаторской работе, связанной с изобразительным искусством, был и опыт проведения пленэров. Эта практика продолжится?

– Это очень интересное творческое занятие, но хлопотное и затратное. Есть несколько идей для пленэров, готова ими поделиться с теми, у кого есть возможность организовать такое мероприятие. Как у куратора, у меня есть планы провести пленэр для французских художников в Мирском замке на Гродненщине...

– Почему бы не объединить Несвижское и Мирское замковые пространства благодаря вниманию к ним зрелых, интересных художников?

– Это вполне возможно.

– Можно ли говорить о существовании такого направления, как художественное краеведение Беларуси? Что можно сделать для художественно-исторического образования, для возвращения памяти о наших ярких живописцах?

– Как куратор и издатель, я вижу, как много есть хорошего материала для создания интересных проектов, ярких экспозиций и публикаций. В ближайшей перспективе нам предстоит издание на русском языке монографии о жизни Хаима Сутина французского исследователя его жизни и творчества Мишеля Ле Брен-Франзароли. У Национального художественного музея РБ существует несколько программ развития региональных музеев, правда, пока ими занимаются в основном малочисленные энтузиасты. Вот мне очевидно, что надо создавать галерею работ Георгия Скрипниченко в Слуцке. Кому ни предлагаю – пока никто не поддерживает идею. Одна я, конечно, не справлюсь. Хотя в Слуцке можно смело делать музей современного искусства.

Беседу вёл
Максим Веянис

Тэги: Максим Веянис
Обсудить в группе Telegram

Максим Веянис

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Больше чем магазин

    02.02.2022
  • Дорогами родных песен…

    22.12.2021
  • Чем писали Радзивиллы?

    03.11.2021
  • «Вы человек мужественный...»

    31.08.2021
  • О полезных инициативах

    14.07.2021
  • «Вы человек мужественный...»

    7 голосов
  • Все великие когда-то писали для детей

    6 голосов
  • Чем писали Радзивиллы?

    5 голосов
  • О полезных инициативах

    4 голосов
  • Больше чем магазин

    3 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS