Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2024 г.
  4. № 14 (6929) (10.04.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Сверхмаксимум Ивана Варшавского

Его всегда интересовало – на что способен человек?

10 апреля 2024
1983 год. Читинская область. Иван Николаевич Варшавский во время укладки железнодорожного пути на участке Тында – Чара / Леонид Свердлов / ИТАР-ТАСС

27 октября 1984 года два знаменитых бамовских бригадира – Иван Варшавский и Александр Бондарь вбили «золотой костыль» на стыковке магистрали. Кадры, запечатлевшие этот торжественный момент, облетели весь мир, имена Героев Труда гремели на весь Советский Союз, их трудовые биографии изучали школьники. Таких людей в нашей стране в ХХ веке называли знатными – в отличие от представителей титулованной аристократии, некогда получавших славу и репутацию по праву рождения, настоящие труженики добывали почёт и уважение умом, мастерством, а нередко и отвагой. 

От Одессы до Тынды

Иван Николаевич Варшавский родом из Одесской области, он был восьмым ребёнком в большой семье. Когда началась Великая Отечественная, мальчишке исполнилось только 4 года, но войну Иван запомнил навсегда: бомбёжки, взрывы, рассказы о партизанах и десантниках, материнские лепёшки с опилками, освобождение любимого города…

Он вырос на Чёрном море, а в армии служил на Балтийском, был машинистом на пограничном сторожевом корабле. После службы устроился монтёром пути на Кишинёвской железной дороге, стал бригадиром. Одновременно заочно учился в железнодорожном техникуме, полностью посвящая себя делу, которое уже избрал на всю жизнь. Его всегда интересовало – на что способен человек? Что можно успеть сделать на земле за несколько десятилетий активной жизни? Варшавский частенько повторял мудрёное слово – «сверхмаксимум». То есть полное напряжение сил, которое позволяет раскрыть свои возможности.

В 1972 году из родных тёплых краёв он переехал в Сибирь, работать на железнодорожной линии Абакан – Тайшет, которую по праву нарекли трассой мужества. Там пробыл два года – и на строительство БАМа приехал, уже будучи опытным путейцем. Южанин Варшавский, как оказалось, был рождён для жизни на Дальнем Востоке. В этом суровом краю его даже перестала тревожить ангина, которую Иван Николаевич то и дело подхватывал под черноморским солнцем. А здесь – работая в промокшей одежде, купаясь в ледяных ручьях – даже не кашлял.

Бамовский бригадир

Константин Мохортов, первый начальник ГлавБАМстроя, лично выбирал кандидатуру бригадира укладчиков. Это была важная фигура, от профессионализма и характера которой будет зависеть многое. Варшавский как будто сошёл со страниц хорошего производственного романа. Ершистый, всегда умеющий отстоять свою позицию и в то же время немногословный. Порой было достаточно движения глаз, чтобы все его поняли. Не раз награждённый, но не стремившийся к славе и регалиям. Его бригада носила имя 68 героев-десантников из отряда старшего лейтенанта Константина Ольшанского, которые в марте 1944 года высадились в николаевском порту и обеспечили освобождение этого города. Все воины получили звание Героя Советского Союза, большинство, включая командира, – посмертно. Для бамовцев это было не просто достойным подражания примером из далёкого прошлого. Все они являлись сыновьями фронтовиков и трудились под стать отцам – самоотверженно, не жалея жизней. Да, Варшавский объединил в своей бригаде именно таких людей!

Чтобы уложить рельсы, сначала нужно прорубить просеку, потом проложить землеполотно, уложить водопропускные трубы, построить мосты и прорубить тоннели. Иван Варшавский писал:

Бригада Ивана Варшавского. Февраль 1983 года / Григорий Калачьян, Леонид Свердлов / ИТАР-ТАСС

Ложились в насыпь кубометры,

Росло, рождалось полотно,

И шли по БАМу километры,

Стелилось за звеном звено…


В 1983 году бригада Ивана Варшавского установила всесоюзный рекорд, укладывая 4600 метров пути в сутки. Не для «показухи», просто взяли такой темп – и делали то, что могли. Спали по 4 часа в сутки, но этого хватало, чтобы восстановить силы. Двигались вперёд даже в тяжелейших погодных условиях сурового края. Путеукладочный кран, по теории, должен был функционировать при морозах до минус 30, но разве кто обращал внимание на такие ограничения? И люди, и техника трудились и при минус 50, а однажды, как запомнилось Ивану Николаевичу, и в 64-градусную стужу. Техника, бывало, ломалась, а люди Варшавского неотступно шли вперёд. О них в те годы часто писали журналисты. Все отмечали твёрдость и лидерские качества бригадира, который по-настоящему вёл за собой укладчиков, был и вожаком, и наставником. Его «шкиперскую бородку» знали все, кто интересовался строительством «главной дороги нашей жизни».

И вот настало время «золотого звена» магистрали. Две сильнейшие бригады БАМа 10 лет шли навстречу друг другу. Варшавский и его товарищи двигались от Тынды к Тайшету, Александр Бондарь со своими соратниками прокладывал путь на Тынду. Участки, которые достались Варшавскому, оказались сложнее. Впрочем, между бригадирами не было конкуренции, только дух дружеского соревнования. Они встретились на разъезде Балбухта 27 октября 1984 года. За их спинами остались сотни километров героического труда и грохот первых поездов, которые проехали по новеньким уложенным рельсам.

После стыка «золотого звена» на пресс-конференции один журналист из ФРГ стал утверждать, что БАМ строят по принуждению: мол, слишком тяжелы условия жизни на трассе, а вы – только солдаты, которые выполняют приказ… Варшавский взялся ему ответить: «Да, мы называем себя бойцами и получаем задания из центра. Но этот центр находится в наших сердцах. А что касается неустроенности – приезжайте к нам лет через пять. Всё у нас будет». Иван Николаевич не только твёрдо в это верил, но и всё сделал для того, чтобы мечты его стали реальностью.

В Москве, в Колонном зале, бригадиры получили золотые звёзды Героев Социалистического Труда. Вручал награды Владимир Долгих, фронтовик, один из организаторов Норильского горно-металлургического комбината, знавший цену и боевому, и трудовому подвигу. Этот зал многое повидал, но таких оваций он не знал никогда. Сразу вспомнились все трудности, которые сумели преодолеть бамовцы. Но лозунги, которые иногда казались выспренными и пафосными, в итоге оказались сущей правдой. Эти люди построили БАМ, а БАМ построил их. Что может быть проще и сложнее?

Прошло несколько десятилетий, но Иван Варшавский по-прежнему живёт интересами БАМа. Когда его называют легендой – отнекивается: «Все, кто строил БАМ, а потом здесь остался, – легенды». Он патриот Тынды, который не представляет жизни в другом краю. Без таких людей магистраль не удалось бы не только построить, но и сохранить. Сегодня стало ясно, насколько это важно. Поэтому пришла пора снова рассказывать школьникам о бригадах, которые шли к «золотому звену».

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS