Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Литература Библиосфера

Свет в душе

30 октября 2025

Максим Замшев

Алексей Монастырюк. Птица дивная. – М.: У Никитских ворот, 2025. – 80 с.

Книга Алексея Монастырюка невелика по объёму, но насыщена смыслами предельно. Он понимает поэтическую работу как полное сосредоточение. То, что он не ограничивается лишь своими мыслями и чувствами, опираясь на исторический и мифологический контекст, ещё больше уплотняет поэтическую ткань, придаёт ей высокую художественную пробу. Открывается сборник циклом «Афина Паллада». Это образ достаточно часто и много трактовался в мировой литературе. Монастырюк находит свой особый тон, уходит далеко от первоисточника и в образном, и в понятийном плане. Получается мощно, интересно и нетривиально.

Партитура звёздного неба звучит

                                       до рассвета,

То симфония играющих нот

                      в круженье планет.

А птичий хор, приносящий аромат

                                        лесного куплета,

Как правило, днём; ночь на Земле –

                                            для тет-а-тет.

Дирижёр – Афина Паллада,

                       и нет здесь секрета.

Зрители – мы, критики –

                любомудры и поэтов поэт...


Несколько неровный ритм тут смотрится вполне органично. Он отправляет нас в путешествие во времени, отсылает к длинным строкам античных поэм. Перед нами – пример, когда талантливый поэт умело синтезирует разные эстетики, добиваясь эксклюзивного эффекта.

В следующем цикле Алексей Монастырюк предлагает нам крутой поворот. Он посвящён городу Дербенту. Это очень прочувственные строки, полные гордости за нашу огромную Россию. Очень сильно действует эмоционально:

Летопись Дербента не канула в Лету.

Царь Пётр Первый отличился и в этом:

«Основан героем – покорён Великим»,

А промеж разграблен Степаном диким.

С тех пор про Дербент веками вторят,

Что он самый южный русский город.


Цикл «Алмазная вера» насыщен философскими инвективами. В нём видно, как осторожен поэт в создании образов, как опасается аляповатости, его стихи – это запечатлённый поиск лучших слов.

В небо влечёт энергия Божьего дара,

Колесо дней вращается

                      в лепоте и во зле.

Остаётся покой после жизни пожара,

Вдохновение полёта в опалённом крыле.


Стихи Алексея Монастырюка замешаны как культурное тесто. Он не бравирует эрудицией, он совершенно естественно существует среди артефактов нашей культуры, цитат, аллюзий, образов. Он ищет себе читателей и интеллектуальных собеседников не где попало, а среди людей с отменным вкусом и интеллектом. Его элитарность не в искусственном возвышении образа и судьбы поэта, а в создании интеллектуального поля высокого напряжения. При этом иногда он впускает весьма лексически обычные, даже разговорные обороты, что только подчёркивает естественность и искренность:

Жизни земной круговерть

Взяла и канула в Лету.

Поправшие смертью смерть

Восстанут как воины света.


Несмотря на бережность к слову и к приёму, о котором я уже писал выше, Алексей Монастырюк не замыкает себя ни в какие рамки. Его придирчивость в выборе тем и лексики никак не мешает ему экспериментировать. Эта требовательность к себе – часть свободы, а не зажатости.

Меж губ-берегов

Течёт речь языка,

Белеет пена зубов

И стан маяка.


Иногда он ставит рядом слова из совершенно разных смысловых рядов, но убеждает нас, что это абсолютно оправданно.

Я копия с очередной миллионной копии Адама.

Земля круглее,

           чем Бородинская панорама.


Иногда его тексты напоминают заклинания, в них особая энергия, особый разгон строки. Автор знает, в каком порядке расставить слова, как распределить гласные.

За сердце моё неболящее,

Твёрже камня холодного,

За крыло тяжёлое, нелетящее,

И волка, вечно голодного,

За молитву мою негорячую,

За неверность пути,

За чёрную душу, незрячую,

Ярое Око, прости.


Религиозных мотивов в творчестве Алексея Монастырюка достаточно много. Он их проводит по-разному. Иногда это очень энергетически насыщенный текст, на грани экзальтации, иногда – более повествовательный. Автор рассказывает нам истории в стихах, заставляет нас сопереживать, переосмысливает многие привычные ощущения, настаивает на индивидуальности и персональности понимания основных библейских понятий и сюжетов:

На просьбу Богом данной жены

Он не посмел ответить отказом.

По образу и подобию сотворены,

Но всё же не боги, видно сразу.


Яблоко граната брызнуло кровью,

Капли на плоть, то смерти яд.

Не место в раю заниматься любовью,

И пошли они, куда глаза глядят.


Алексей Монастырюк создаёт свой мир. Это сложная задача. Тут легко впасть в соблазн изобретения велосипеда, не заметить вторичности, увлёкшись образностью как таковой. Монастырюк смог создать свои поэтические отпечатки пальцев, узнаваемый стиль. Узнаваемость эта во всём. И в ритмической структуре, и в неожиданности поворотов, и в большом спектре тем.

Настоящая визитная карточка поэта – это стихи о любви. В них на первом плане – возвышенность, преклонение перед самим чувством, перед святостью любовных переживаний.

Птица дивная –

Любовь неизбывная.


С первого случая

Душевно-певучая.


Ретивое взыграло,

Раньше не бывало.


Дивная птица,

Другим и не снится.


Заметна укоренённость в фольклор, в русскую протяжную песенность, где не только эмоции, но и тайна звукописи двигают слова к читательскому сердцу.

Алексей Монастырюк привержен светлому тону. Это не просто краска, это его убеждение, что суть искусства – это свет в душе, который ты несёшь людям, если ты поэт.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В родстве со светом

    25.10.2025
  • Москва с яблонями

    24.10.2025
  • Долг живых

    24.10.2025
  • ЛГ-рейтинг

    24.10.2025
  • Пелевин идёт ва-банк

    18.10.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS