Неунывающий балагур Ходжа Насреддин принадлежит в буквальном смысле слова к вечным спутникам человечества, ему исполнилось 800 лет. В честь этого события в турецком городе Акшехир состоялся фестиваль.
Несмотря на солидный возраст, Насреддин по-прежнему ведёт активный образ жизни, как всегда, щедро сыплет свои шутки-прибаутки. Ходжа принадлежит к породе трудноуловимых людей, из тех, кто подолгу не сидит на одном месте. Кто-то этого живчика только что видел за ремонтом дувала, минуту назад, говорят, он покупал на базаре халву, а позже приценивался к породистому ишаку. Нашему постоянному автору из Алматы, то есть бывшей Алма-Аты, Р. Соколовскому крупно повезло – он случайно встретился со знаменитым остроумцем в приватной обстановке. Мало того – у него при себе случайно оказался работающий диктофон.
ЧЕЛОВЕК И АНКЕТА
Один начальник обратился к Насреддину за помощью:
– Уважаемый Ходжа, посоветуйте-ка мне человека без недостатков и пороков. Чтобы, как раньше писали в анкетах, «не», «нет».
– Трудная задачка, – откликнулся Ходжа. – Но я знаю такого человека, который не был, не имел, не участвовал, не находился, не видел, не слышал...
– В самый раз! – воскликнул начальник. – Скажи: пусть скорей приходит к нам устраиваться на работу.
– Не торопитесь, – перебил его Насреддин, – я ещё не все «не» перечислил.
– А что ещё может быть?
– А он ещё и работать не умеет.
ЧЕРЕЗ ИГОЛЬНОЕ УШКО
Однажды утром соседи увидели во дворе Ходжи Насреддина верблюда. Тот смотрел на всех свысока, как большой начальник, и непрестанно двигал челюстями, будто жевал орбит без сахара для рекламного ролика.
– Уж не собираешься ли ты, Ходжа, снова совершить хадж? – спросили любопытные соседи.
– Ну что вы! – возразил Насреддин. – Теперь в Мекку летают самолётами. Просто я поспорил, что верблюд пролезет через игольное ушко.
– Как же это может быть, если не может быть! – воскликнули соседи. – Верблюду никогда не пролезть в игольное ушко.
– Я и сам знаю.
– Так зачем же вы поспорили, заранее зная, что проиграете?
– Э, бывает проигрыш важнее выигрыша, – сказал Насреддин. – Я побился об заклад с одной канцелярской крысой, от которой зависит решение моего дела, что мой верблюд пролезет через игольное ушко на тысячу тенге. Конечно, я проиграю и буду вынужден отдать деньги. Зато и этой канцелярской крысе придётся быстро решить дело в мою пользу. И никто не осмелится назвать нашу сделку взяткой.
ХОДЖА ОБЪЯВЛЯЕТ СТАЧКУ
Однажды утром Ходже не хотелось вставать, и он продолжал валяться в постели.
– Ты почему не идёшь завтракать? – разволновалась жена.
– Не мешай, – отмахнулся Ходжа. – Я бастую.
– Я предупреждала тебя, старого, что без галош промочишь ноги и простудишься. Но ты меня никогда не слушаешь. Хорошо, лежи, я сейчас позову врача.
– Врача не надо! Ты лучше передай шахтёрам Кузбасса, что я присоединился к ним.
– У тебя, наверное, температура! Почему ты решил бастовать?
– Я протестую против нашего обнищания и роста цен, против задержки пенсий и зарплат, – объяснил Насреддин. – С сегодняшнего дня я прекращаю умываться, причёсываться, поливать и подметать дворик, а также ходить на базар.
Жена спокойно дослушала тираду Ходжи и сказала:
– Слава Аллаху, что ты освободил меня от лишних забот. Раз ты не пойдёшь на базар, значит, мне не придётся готовить обед.
Насреддин подумал и стал одеваться.
– Ладно, – рассудил он, – отложу стачку до вечера. А бастовать начну после ужина.
, АЛМАТЫ