Когда мои киевские коллеги (писатели и журналисты, единомышленники-антимайдановцы) на президентских выборах «топили» за Зеленского – «лишь бы не Порошенко», я твердил киевлянам: этот амбициозный комик будет похуже Порошенки. Не соглашались. А в марте с.г. некоторые из них были брошены за решетку СБУ. Иные – исчезли после обысков и дай Бог, чтоб были живы.
Теперь возмущённо посылаем в офис Международного ПЕН клуба (а это именно правозащитная писательско-журналистская организация, основанная Дж. Голсуорси в 1921 г.) в Лондон имена репрессированных писателей и журналистов – оппонентов киевской нацистско-олигархической хунты. Памятуя, что убийцы писателя Олеся Бузины выпущены в Киеве на свободу под радостные крики нацистов.
Молчит о репрессиях киевского режима Украинский ПЕН, молчит украинская и квазилиберальная российская «правозащитная шпана» (термин из поэмы Ю. Мориц «Звезда Сербости», 1999 г.).
И лишь Русский ПЕН-центр (Москва) опубликовал в марте на своём сайте два заявления и направил письма президенту Международного ПЕН-клуба Бурхану Сёнмезу и президенту Украинского ПЕН-центра Андрею Куркову, где были такие строки: «Наши украинские коллеги, чьи фамилии мы вынуждены опустить, только что сообщили нам, что в Киеве арестован 70-летний поэт-сатирик Ян Таксюр, взяты в заложники известные журналисты, политологи, общественные деятели Василий Волга, Юрий Дудкин, Дмитрий Джангиров, братья Кононовичи. Перехвачен контроль над их аккаунтами в социальных сетях, выпущены подставные вымученные видео и заменены банковские счета, эксперты перестали выходить на связь. Изъяты компьютеры и телефоны у журналиста Дмитрия Скворцова и писателя-историка Александра Каревина.
Просим вас проверить эту информацию и помочь нашим и вашим коллегам, употребив для этого всё своё влияние. Кроме того, мы предлагаем мирную онлайн-конференцию Украинского и Русского
ПЕН-центров при участии Международного ПЕН-клуба, а также тех
ПЕН-центров, кто хотел бы к этой встрече примкнуть».
Президент Русского
ПЕН-центра Евгений Попов, лично занимающийся этой проблемой, вынужден констатировать: «Никакого ответа мы не получили».
Добавим от себя: и вряд ли получим. Учитывая позицию как Британии, так и киевского русскоязычного прозаика А. Куркова, ненавистника России, даром что уроженца Ленинградской области.
Однако молчать нельзя. Следует сообщать общественности правду о репрессиях, которым подвергаются на Украине наши коллеги.
Внятно изложена суть дел в заявлении Русского ПЕН-центра от 18 марта с.г., красноречиво озаглавленном «Похищения, обыски, аресты» и опубликованном на сайте организации.
В нём рассказывается о персонах, пострадавших на Украине минувшей весной. В основном это известные люди.
В частности, политолог, журналист и ведущий авторских программ Дмитрий Джангиров был задержан киевской СБУ. Его – негласно задержанного или похищенного – угрозами, а возможно, и побоями вынудили записать, а потом опубликовать на YouTube видео с обращением, в котором явно чувствуется жёсткое принуждение и чужая воля. На видеозаписи – испуганный человек в стареньком тренировочном костюме и почему-то в шапке. При этом в описании под видео указан номер банковской карты, которая принадлежит не Джангирову, а одному из украинских шоуменов, который уже несколько лет собирает пожертвования для ВСУ и нацбатальонов. Сейчас местонахождение Д. Джангирова неизвестно.
Исчез киевский историк Александр Каревин. О том, что к нему в дом пытаются проникнуть сотрудники СБУ, он успел заявить в социальных сетях. Писатель резко критиковал действия украинских властей за дискриминационную языковую политику и постоянные искажения исторической памяти. Каревин – автор многих статей и книг по истории Руси, запрещённых на Украине. Одна из главных его книг, «Русь нерусская», посвящена подлинной истории украинского языка. В названии книги использованы слова философа Григория Сковороды, преподававшего в Харьковском коллегиуме: «Всякий должен узнать свой народ и в народе себя. Русь ли ты? Будь ею: верь православно… Русь нерусская представляется мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головою».
Исчез и киевский православный публицист Дмитрий Скворцов, тоже успевший забить тревогу в «Фейсбуке».
10 марта в застенки СБУ был брошен 69-летний украинский поэт-сатирик и русский православный публицист, автор и ведущий телепрограммы «Право на веру» Ян Таксюр (Киев). Во время обыска были изъяты все деньги семьи. Сейчас он находится в Лукьяновском СИЗО. Никаких медикаментов, необходимых ему как онкобольному, арестованный не получает. Периодически проходят заседания суда, на которых безобидного интеллигента держат в клетке, под усиленной вооружённой охраной. Писателя обвиняют в «измене родине».
На арест коллеги откликнулась известный киевский публицист и блогер Мирослава Бердник, чьи книги тоже запрещены на Украине: «Более дикое и абсурдное обвинение трудно придумать. Не буду касаться моральных аспектов, но Ян не является и никогда не являлся носителем государственной и иной тайны, которую он мог бы умышленно передать врагу. Украинское и международное правозащитное сообщество молча наблюдает, как нарушаются фундаментальные права человека. Его просто убивают в заключении, поскольку выпустить – значит сознаться в вопиющем нарушении прав человека, Конституции и законов Украины».
Происходят на Украине и другие правовые нарушения такого рода. Даже у депутатов Верховной рады проходят обыски и выемки документов. Госбюро расследований произвело обыски в домах оппозиционных депутатов Олега Волошина, Вадима Рабиновича и Виктора Черного.
Киевлянин Леонид Маслов, старейшина Верного казачества, 12 марта записал и обнародовал своё обращение к гражданам Украины и буквально через час был арестован. К нему в квартиру вломились сотрудники СБУ, выгребли семейные сбережения, на глазах у родных подбросили Маслову два пистолета и увезли в тюрьму.
В прокуратуру Украины поступают многочисленные жалобы и заявления со стороны украинских журналистов об избиении их сотрудниками правоохранительных органов.
Мы с болью и негодованием узнаём о всё новых и новых преследованиях писателей и журналистов на Украине.
Известный одесский журналист Юрий Ткачёв был арестован СБУ, но спустя некоторое время отпущен под залог в 200 тыс. гривен. Идёт суд.
Павел Волков, запорожский оппозиционный журналист, публиковавшийся в российских изданиях «Взгляд» и «Антифашист», был арестован СБУ ещё при Порошенке, 27 сентября 2017 г. Украинская прокуратура предъявила ему обвинения по статье № 110, части 2 (посягательство на территориальную целостность Украины (группой лиц) и статье ケ 258-3 (иное пособничество террористам) Уголовного кодекса Украины.
Больше года Волков находился под стражей в запорожском СИЗО. Каждые два месяца меру пресечения ему продлевали, а в изоляторе систематически отказывали в необходимой медицинской помощи. За статьи и публикации в соцсетях журналисту грозило лишение свободы сроком до 15 лет. Но 25 октября 2018 г. суд полностью оправдал Волкова. Однако, несмотря на оправдательный приговор, к нему домой продолжали приходить сотрудники СБУ, и дом пришлось покинуть. Кроме того, Верховный суд отказал пострадавшему в выплате компенсации. Даже адвокатских затрат.
К слову, преследованиям теперь стали подвергаться и адвокаты, защищающие в украинских судах оппонентов режима.
На этом фоне относительно вегетариански выглядит история с журналистом Владимиром Михайловым из Житомира, которого СБУ обвинила в сотрудничестве с популярным российским сайтом «Политнавигатор» и «всего лишь» изъяла всю оргтехнику, фактически наложив запрет на работу.
Кстати, Мирослава Бердник, несмотря на сильно подорванное здоровье и череду перенесённых операций, своей общественной деятельности не прекращает. Она пишет: «Львовского журналиста Глеба Ляшенко судят, как и киевлянина Таксюра, по ст. 111-й – «за измену родине». Против меня возобновили снова дело по 110 й, несмотря на то что срок привлечения истёк еще в 2020 году, и уже зачитали обвинение». Сейчас, к счастью, Мирослава уже находится за пределами Украины.
Русский ПЕН-центр решительно протестует против действий украинских правоохранительных органов и требует освободить всех незаконно арестованных, задержанных и похищенных писателей и журналистов, и обращается с призывом ко всем, кому небезразличны их судьбы, объединить усилия и добиться от украинских властей соблюдения прав и свобод человека.
Станислав Минаков,
член Русского ПЕН-центра