«Всё для фронта, всё для Победы!» – эти слова с лета 1941 года стали главными для всех граждан Советского Союза, помогавших армии.
Накануне 75-летия Великой Победы мы снова и снова вспоминаем те дни, когда наш народ выстоял под неимоверным давлением и завоевал мир после четырёх лет кровопролитного противостояния. Мы знаем о тех временах по семейным преданиям, по книгам и документам, по кинофильмам, легендам и учебникам… Но главное свидетельство подвига фронтовиков и тружеников тыла – это мирное небо над современной Европой. Это их заслуга – павших и живых, израненных, но не смирившихся с волей завоевателя.
Снабжение армии и тыла, спасение раненых, переброска воинских частей по всей «стране огромной» – вот лишь часть обязанностей железной дороги, которые она в годы Великой Отечественной выполнила с честью. В каждом депо, в каждом вагоне можно было увидеть один из этих заветных плакатов: «Всё для фронта…», «Чем крепче тыл – тем крепче фронт!», «Транспорт – родной брат Красной армии!», «Железнодорожник, работай по-военному!». В такой атмосфере трудились машинисты Великой Отечественной. Об одном из них мы хотели бы вспомнить сегодня.
Иван Иванович Ефимов родился в Тульской области, в городе Белёве, в семье рабочего. Еще мальчишкой его тянуло к передовой, ультрасовременной технике, к надёжности и скорости. С детства у Ивана была одна мечта – работать на железной дороге, водить мощные паровозы. Как управлять такими махинами? Это же настоящее чудо, и управляют паровозами наверняка люди необыкновенные, напоминающие сказочных богатырей. Не случайно в те годы железная дорога так привлекала художников: они видели в ней символ прогресса, поле боя в битве за будущее. И восхищались мужественными людьми, которые придают громоздкой технике частицы человеческого ума и опыта.
Иван Ефимов стремился как можно больше узнать о технике, о железных дорогах. И в конце концов выучился на машиниста. А первый опыт вождения поездов получил в годы Гражданской войны. Он устроился в железнодорожное депо родного Белёва, стал машинистом. К началу Отечественной войны его по праву считали опытным асом стальных магистралей. Соратники отмечали спокойный, рассудительный характер машиниста, его невозмутимость в любой ситуации. Он, в соответствии с русской поговоркой, умел «поспешать не торопясь». И знак «Почётному железнодорожнику» носил с достоинством – потому что чувствовал себя причастным к большим делам страны. Железная дорога стала для него не только местом работы, но чем-то большим – скорее всего, образом жизни. Но после 22 июня 1941 года ему, как и другим прифронтовым машинистам, каждый день приходилось сдавать экзамен, в котором вместо отрицательной отметки железнодорожника ожидала гибель.
С первых дней войны Ефимов водил эшелоны на фронт и эвакуировал на восток людей, станки, продукты – всё, что успевали собрать… Он научился с максимальной надёжностью водить составы под бомбёжками, корректируя скорость. Но гарантии от шального снаряда на фронте не может дать никто.
Осенью 1941 года гитлеровцы рвались на Белёв. Красная армия с кровопролитными боями отступала. Ефимов в те дни спал по два часа в сутки, не более. Зато успел вывезти со станции десять составов с ценным эвакуационным грузом. Немецкие стервятники не дремали: при обстреле машинист получил тяжелое ранение.
Едва придя в себя, Иван Иванович ещё из госпиталя подал рапорт с просьбой послать его машинистом на Московско-Курскую дорогу. Конечно, в прифронтовую полосу. Стыдно было оставаться на больничной койке в такие дни… Но врачи не позволили так быстро вернуться на фронт. На несколько месяцев Ефимова откомандировали на станцию Купино Омской магистрали, где два месяца он трудился составителем поездов. Это тоже была работа «для фронта и для Победы». Сибирь стала сборочным цехом, туда эвакуировали заводы из западных областей страны, попавших под немецкий сапог. Сибирь и её железнодорожные магистрали жили не так, как в мирное время. Омск днём и ночью работал на армию – и, конечно, железнодорожники должны были приспосабливаться к усиленным круглосуточным перевозкам, к более оперативному проведению ремонтных работ. Но он снова и снова писал начальству длинные послания с просьбами вернуть его на прифронтовые линии… И вскоре оказался там, где решалась судьба войны, – на узловой станции Горбачёво Московско-Курской железной дороги. Там он и совершил свой подвиг, о котором узнала вся страна. 25 марта 1943 года во время бомбового налёта на паровозе Ефимова осколком бомбы пробило водонапорную трубу, через которую подавалась вода из тендера.
Иван Иванович вспоминал: «Поезд отошёл от станции, и я старался набрать скорость. Тут налетели три фашистских самолёта и начали строчить из пулемётов. Меня ранило в ногу, ранило и Лобова – его рана оказалась смертельной. Крикнул я Косаревскому, чтобы быстрее подал уголь, но он не откликнулся. Смотрю – кочегар лежит в будке мёртвый. Остался я один у реверса и продолжал вести поезд. Фашистские самолёты всё вертелись над поездом и поливали огнём. Я получил шесть ран, из них три сквозные. Управлял паровозом, пока были силы. Поезд дошёл до Веженки. Груз был спасён. Меня отправили в госпиталь, потом эвакуировали в Сибирь». Товарищи нашли его в кабине машиниста в почти бессознательном состоянии, в крови. Но свой долг Ефимов исполнил до конца.
После ноябрьских праздников машиниста, который ещё не до конца излечился, но уже вернулся на магистраль, неожиданно вызвали в Кремль. Справили новый костюм, чистое бельё, обувь «со скрипом». Из рук «всесоюзного старосты» Михаила Калинина он получил заслуженную награду – Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина. В родном депо каждый считал своим долгом крепко обнять Ивана Ивановича. Этого строгого, немногословного, но справедливого человека любили все. «Кремень!» – говорили про него старики.
В декабре 1946 года белёвские железнодорожники выдвинули его своим кандидатом в члены окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Верховного Совета РСФСР. Но общественная работа не слишком привлекала Героя Труда: старого машиниста всегда тянуло в кабину паровоза.
Более полувека трудился он на железной дороге. Ранения неумолимо сказывались, всё чаще давало сбои сердце машиниста… Он не прожил и двадцати лет после войны. 25 сентября 1964 года Ивана Ивановича не стало.
Немало героев раскрылись в годы Великой Отечественной. Справедливо считается, одиночки не выигрывают войны, и только массовый подвиг привёл нас к Победе. Но таких героев, как машинист Ефимов, мы должны помнить.
После налётов вражеской авиации нередко от полотна железной дороги и состава оставался лишь искорёженный металл… / Николай Петров / ИТАР-ТАСС