Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2025 г.
Литература

Свой голос

О новой книге стихов Владимира Спектора

27 июля 2025

Марк Шехтман,

поэт, кандидат филологических наук

Владимир Спектор. У времени под ангельским крылом…: сборник стихотворений. – Луганск: изд. «АргоЛит», 2025. – 132 с.

Книга стихов Владимира Спектора «У времени под ангельским крылом» стала для меня открытием – и это не метафора и не гипербола...

Я достаточно хорошо знаком с современной русской поэзией, знаю основные её направления, представленные известными фигурами и теми, кто считает себя их последователями. Я с сомнением отношусь к новейшим практикам, особенно постмодернистским, объявляющим себя «новым словом», «поэзией завтрашнего дня», «искусством подсознания» и т.д. На фоне сложнейших исторических событий нашего века самоупоение таких авторов мне представляется кощунственным. Тем более для меня значима поэзия, главным содержанием которой остаётся то лучшее и главное, что всегда было основой русской классики, – духовность, нравственность, искренность и честность.

При всех поэтических тупиках, о которых я говорил выше, мне, к счастью, встречаются такие стихи. Именно – встречаются, причём, довольно редко, потому что Интернет, предоставив стихотворцам неограниченные возможности для публикации, одновременно с этим сделал их частью стремительного потока, в котором мало времени и места для личностного и духовного роста. И когда мне в руки попала книга Владимира Спектора, она показалась мне исключением не только на фоне той массовидной продукции, которая заполнила Интернет, но даже среди относительно добротных и небесталанных книжек вполне состоявшихся авторов.

Я понимаю, что столь броские и ответственные заявления должны быть подкреплены серьёзными доказательствами. И первым из них будет предложение всем читателям обратить внимание на ту форму, которую избрал автор для большинства своих текстов: форму небольших – в две-три строфы – стихотворений, каждое из которых представляет собой внутренний монолог. Этот монолог внешне прост, но он всегда о самом важном: о жизни, любви, смерти, долге, счастье, о месте в мире... Именно такая нравственная целенаправленность каждого – я повторю это снова и снова! – каждого стихотворения и сделала для меня особенной книгу Владимира Спектора.

Примеры можно увидеть практически в каждом тексте сборника, – но в этом заключается и определённая сложность, поскольку трудно среди хорошего найти самое хорошее! Тем не менее, я попытаюсь. Вот одно из стихотворений, которое размещено в первом разделе книги:

А я из ушедшей эпохи, где бродят забытые сны.

Где делятся крохи, как вдохи, на эхо огромной страны.

Я помню и не забываю, откуда, зачем и куда.

Мечты о несбывшемся рае, сгорая, не гасит звезда…


В стихотворении всего одна строфа – но ни один читатель не усомнится, что это действительно отдельное, целое и законченное произведение. Более того: это очень объёмное произведение, в котором литературовед найдёт и экспозицию, и развитие сюжета, и сложный философский финал, в котором автор сумел создать многозначную и глубокую метафору ушедшей эпохи с её обещаниями, потрясениями и недооценённой значимостью... В этой строфе-стихотворении, как мне кажется, достаточно показательно проявлена уникальная способность Владимира Спектора совместить две крайности: минимализм объёма повествования с масштабностью его смысла. Я бы мог привести и другие примеры этого умения, но полагаюсь на желание читателей отыскать их самим.

Другой стороной таланта автора мне представляется неразделённость лирического героя и окружающего мира. Человек с его мыслями и чувствами включён в этот мир и неотделим от его звуков, красок, бед и радостей:

Подожди, душа моя,

Слышишь, музыка струится,

То ли грусти не тая,

То ли как ночная птица...


И раз уж мы заговорили о лирическом герое, то сразу следует сказать о редком встречающемся в поэзии и почти абсолютном тождестве этого героя и его создателя. Постараюсь пояснить, что я имею в виду: у поэтов есть право на «переселение душ»! – иначе говоря, автор в разных своих произведениях может быть не самим собой, но некой своей ипостасью, причём такой, которая серьёзно отличается от своего «оригинала». В стихах Владимира Спектора ничего подобного читатель не увидит. Авторское «я» поэта всегда звучит от первого лица, всегда осознаёт себя в абсолютно узнаваемом и современном поэту мире, и, главное, демонстрирует постоянство духовных и нравственных установок. Это постоянство трудно проиллюстрировать примерами именно потому, что оно проявляется всегда – и всегда немного по-разному. Иногда это по-мужски сдержанный разговор о любви, иногда – о войне, иногда – о друзьях, многих из которых уже нет.

И в заключение мне хочется сказать о не бросающейся в глаза, но отчётливой и гармоничной связи стихов Владимира Спектора со строчками великих русских поэтов. Так, в строках: «Не списки кораблей – находок и потерь – / Зовут, перекликаются друг с другом» – сразу угадывается мандельштамовское «…Я список кораблей прочёл до середины». В финале другого стихотворения: «А прошлый снег, следы припорошив, / Идёт, как кот, налево и направо...», – трудно не расслышать эхо пушкинской сказки. И, конечно, упомянутые Спектором в одной строфе мрамор Каррары и труха: «Как живётся? – С мечтой о Карраре, / Невзирая на то, что труха...», – мгновенно свяжутся у читателя с великими строчками Цветаевой: «После мраморов Каррары / Как живётся вам с трухой...?». Подобных примеров в книге довольно много, но переклички Владимира Спектора с русской классикой узнаются далеко не сразу – настолько эти переклички оригинальны по вложенному в них смыслу и почти незаметно включены в текст.

Конечно, мои более чем краткие заметки о книге «У времени под ангельским крылом» не преследуют цели даже в краткой форме проанализировать все особенности поэзии Владимира Спектора. Я ничего не сказал о точности его лексики, об умении подобрать и выдержать нужный для смысла стихов ритм, о тематическом многообразии и о многом другом. Однако надеюсь, что эта книга будет заслуженно оценена и читателями, и серьёзной критикой, и периодической прессой.

Хочу пожелать успеха ей и новых стихов её автору.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гусар летучий

    27.07.2025
  • Стратегии переводчика

    27.07.2025
  • Так рождается речь

    26.07.2025
  • Сколько пламенной жизни и света!

    25.07.2025
  • Небрежные мысли, или Путешественник во времени

    24.07.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Поэзия Коми Донбасс Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS