Это дебют известного актёра Алексея Чадова в роли режиссёра и сценариста. Отечественные киноманы, глядя на Чадова, наверняка вспоминают Родиона Нахапетова, на которого он внешне похож, и в их кинематографических карьерах сходств немало. Оба удачно дебютировали совсем молодыми в фильмах культовых режиссёров. Нахапетов – у Шукшина в «Живёт такой парень», Чадов – у Алексея Балабанова в «Войне», после актёрского дебюта оба много снимались, потом перешли в режиссуру, и тут сходства заканчиваются. Как режиссёр Чадов совсем другой.
Но он не только режиссёр, а ещё и сценарист фильма, и исполнитель главной роли. «Своя война» вышла под присмотром знаменитого балабановского продюсера Сергея Сельянова. Однако, признаться, ничего особенного я не ожидал. Когда известный актёр берётся за режиссуру, сценарий и всё-всё-всё, это не всегда кончается хорошо. И да, в начале фильма пахнуло голливудскими штампами фильмов в жанре истерн (американцы уже и про войну в Сирии успели много наснимать), но постепенно боевик стал захватывать, и о штампах я думать перестал – действие развивалось так стремительно, события были настолько неожиданными, что я мысленно аплодировал выдумке Чадова-сценариста.
Спецназовец Иван – это как будто возмужавший, повзрослевший на двадцать лет Иван из «Войны» Балабанова, которую Алексей Октябринович снял сразу после «Брата-2». Герой, имеющий большой военный опыт, конечно, не забывший, что пришлось пережить в чеченском плену, полетел в Сирию, чтобы вызволить из рук игиловских головорезов своего бывшего командира – тут тоже рифма с «Войной», где он вызволял из плена жену английского журналиста. Задача нового вызволения усложнялась тем, что командир попал в плен в зоне ответственности американского контингента и спасать его пришлось не в натуральном виде, то есть в образе российского офицера, а пришлось прикинуться латвийским журналистом, сотрудничающим с ОБСЕ… Но не буду пересказывать сюжет, скажу только, что закручен он лихо – тут редкий случай, когда предугадать развитие событий очень трудно.
Все персонажи интересные, живые. Отдельное спасибо за исполнение роли пленного командира. Виталий Кищенко здесь не похож на самого себя из множества фильмов, где он убедительно играл коварного и опасного «человека исподлобья» и, казалось бы, навсегда обречён быть использованным только в этом типаже. Но тут он предстал совсем другим: обаятельным, безбашенным, отчаянным воякой. А то, что боевым товарищем Ивана стал находившийся вместе с командиром в игиловском плену чеченец (Джалил Осретов), смотрелось весьма злободневно и духоподъёмно. Несмотря на плохие воспоминания Ивана о пребывании в Чечне, произошло их «боевое слаживание» – бывшие враги дрались с игиловцами плечом к плечу, прикрывая друг друга. Именно о таком военном братстве между бойцами разных национальностей рассказывают сейчас военкоры в репортажах с Донбасса. И спасение сирийского мальчика-сироты было неожиданно и трогательно и тоже созвучно с происходящим в зоне боевых действий – вспомнился мальчик Лёша, отдающий честь колоннам наших солдат, идущих на Донбасс. А вот с иностранцами здесь не так, как в жизни и в «Войне». Напомню, там Иван был освобождён из плена вместе с английским журналистом, а потом самоотверженно помогал ему доставать из плена его жену. Фактически спас её, а потом британец его предал. Здесь британцев нет, есть морпехи армии США, воюющие в Сирии. Они всё-таки помогли Ивану – в отношении американцев, видимо, у Чадова больше иллюзий, чем было у Балабанова.
Отмечу также вполне на голливудском уровне сыгравшего роль чернокожего морпеха российского актёра Ола Кейру, запомнился и Никита Кологривый в роли разбитного весельчака-солдата, а также его суровый командир (Сергей Борисов). Видимо, зрителей привлечёт присутствие в боевике Виктора Сухорукова и Кристины Асмус в небольших ролях.
Конечно, той степени глубины и психологизма, что был в балабановской «Войне», или как в недавней военной драме «Однажды в Сирии» с Александром Робаком в главной роли, здесь нет. Зато есть отличный позитивный боевик, снятый по всем канонам жанра. Он сейчас очень к месту, и надеюсь, на него пойдёт молодёжь.
Таких военно-патриотических лент за рубежом делалось и делается множество, всё постсоветское время наши дети вынуждены были смотреть картины про приключения мужественных героев-иностранцев, да ещё и с русскими в образах дикарей-врагов. Российского жанрового кино не было, наша талантливая кинематографическая молодёжь, подражая Звягинцеву и Сокурову, стремилась в авторское кино, но вот и у нас появился хороший боевик для подростков. Надеюсь, этот вклад Алексея Чадова в импортозамещение будет по достоинству оценён.