Арсений Замостьянов,
заместитель
главного редактора журнала «Историк»
Эту идею удалось воплотить пять лет назад, в 2020 году, когда страна отмечала 75 летие Победы. Именно тогда в России появился поезд Победы.
Каждый вагон этого необычного состава хочется внимательно рассматривать и внутри, и снаружи. На вагонных бортах мы видим картины из военной жизни. Застывшие фрагменты битв, радостные минуты награждений, портреты героев Великой Отечественной, восторг встречи фронтовиков, вернувшихся с войны… Получилось редкое сочетание подлинности хроники давно прошедшего трагического и героического прошлого и современных технологий, включающих заботу о посетителе поезда, о его комфорте. А главное – созданы все условия, чтобы неравнодушные «пассажиры» поезда Победы узнавали об истории Великой Отечественной что-то новое, доселе им неизвестное.
Это настоящий передвижной музей, в котором можно увидеть действительно уникальные экспонаты, фотографии, документы и личные вещи участников войны. Реалистичные декорации и звуковое сопровождение погружают в атмосферу тех лет. Каждый предмет интерьера хранит свою историю, воссоздавая образы военного времени. Достоверность, знание и историческая память – вот три кита, на которых держится этот проект Российских железных дорог. Современная техника помогает сделать экспозицию проникновеннее, коснуться души каждого посетителя. В поезде Победы богатейшее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, картины походной солдатской жизни перемежаются ностальгическими воспоминаниями мирного довоенного периода, уничтоженного 22 июня 1941 года гитлеровскими ордами. С тех пор вся страна жила по одному правилу: «Всё для фронта, всё для Победы». Армия оборонялась, а потом шла вперёд, отвоёвывая «наши пяди и крохи». А тыл давал фронту всё что мог. К станкам становились дети и инвалиды, каждый человек – и на заводах, и в колхозах – работал за двоих, подчас по 22 часа в сутки. Стержнем тыла были железные дороги. Не только в прифронтовых районах, но и вдали от боёв, на Урале, в Сибири, где наращивались обороты военной промышленности и требовалась особая интенсивность и точность перевозок. Стальные магистрали в годы войны доказали: нет не только более надёжного транспорта, но и более героического. В поезде Победы можно понять, как работали в дни Великой Отечественной машинисты, стрелочники, путевые рабочие. Иногда – до последнего вздоха, под бомбёжками…
Вы побываете даже в Брестской крепости. Впечатляющая композиция рассказывает о внезапном нападении на этот западный форпост Советского Союза, о мужестве и трагедии его защитников. Увидите, какими были санитарные поезда, оказаться в которых было настоящим счастьем для раненых. Среди бойцов ходила молва: если попал в поезд милосердия – останешься живым. Трудившиеся там без отдыха врачи совершали настоящие чудеса, несмотря на прифронтовые условия работы.

Потрясающая аудиоэкскурсия покажет нам войну глазами обыкновенного человека – дочери железнодорожника, которая стала машинистом, потеряла на фронте близких людей, но работала до Победы. Её история не чья-то выдумка – всё основано на воспоминаниях советских людей, тех, что вынесли на своих плечах тяготы войны.
Один из вагонов повествует о немецких концлагерях. В наушниках мы слышим собачий лай. А вокруг – фабрика смерти. Такую участь уготовили гитлеровцы для тех, кого считали «недочеловеками». То есть для всех, кроме немцев и некоторых их союзников.
Ещё мы сможем побывать в восстановленном с максимальной достоверностью вагоне бронепоезда. Вклад этих военных гигантов в Победу неоценим. Они боролись с вражеской артиллерией и авиацией, защищали стальные магистрали на самых опасных направлениях, входили в города… В первый год войны их нередко бросали на прорыв «котлов» для спасения окружённых красноармейцев. В поезде Победы всё это можно увидеть с эффектом присутствия.

Да, это музей. И одновременно памятник героям, которые защищали нашу родину и, преодолев нечеловеческие испытания, победили. Поезд Победы с уникальной иммерсивной инсталляцией, размещённой в вагонах, курсирует по всей стране. Его посещают взрослые и дети из десятков городов – везде, где останавливается этот уникальный состав. О его расписании можно узнать на специальном сайте и в группах в соцсетях, которые работают ежедневно. Проехать в этом поезде – событие, которое запоминается надолго, быть может на всю жизнь.
Проект богат и архивом фронтовой и тыловой хроники. Звучат военные песни, перенося нас в «сороковые, роковые, свинцовые, пороховые». Оказаться в поезде Победы – значит погрузиться в героическую повседневность Великой Отечественной. Потому и желающих побывать в нём неизменно много. Значительно больше, чем он способен принять. Не беда, если поезд-музей не заехал в ваш город в нынешнем году – значит, побывает в следующем. Он колесит практически по всей России и всё сильнее интересует всех, кому дорога история отечества.
Среди туристических поездов РЖД на особом положении те, что связаны с праздником Победы. Доступны, например, экскурсионные туры в Волгоград с посещением историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. И многие стремятся отметить День Победы именно там, где решалась судьба Второй мировой.
А еще в этом годы на трассы России вышли около 30 ретропоездов, которые ведут паровозы. Они стилизованы под воинские эшелоны – с техникой времен Великой Отечественной, с агитбригадами на борту. Когда они прибывают на вокзал – начинается праздник с песнями военных лет.
Такие проекты сегодня не только востребованы, а необходимы. В последние годы, когда так немного осталось живых фронтовиков, ещё сильнее ощущается потребность не потерять нити, связывающие нас с поколением победителей. Поэтому телеканалы снова и снова повторяют кинофильмы о Великой Отечественной, поэтому сложился феномен «Бессмертного полка». А железнодорожники поздравляли пассажиров с 9 Мая во все времена. Для них праздник Победы во все времена самый любимый и выстраданный. Этот день с первых дней войны «приближали как могли» и те железнодорожники, кто не оставил свой трудовой пост, и те из них, кто, несмотря на бронь, покинул свои депо и паровозные тамбуры и отправился на фронт, в действующую армию или в партизанские отряды…
С Днём Победы, дорогие друзья!