Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 мая 2025 г.
  4. № 18 (6982) (06.05.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Священная память войны

Поезд Победы – уникальный передвижной музей

07 мая 2025
Поезд Победы на одном из столичных вокзалов

Арсений Замостьянов,

заместитель

главного редактора журнала «Историк»

Эту идею удалось воплотить пять лет назад, в 2020 году, когда страна отмечала 75 летие Победы. Именно тогда в России появился поезд Победы.

Каждый вагон этого необычного состава хочется внимательно рассматривать и внутри, и снаружи. На вагонных бортах мы видим картины из военной жизни. Застывшие фрагменты битв, радостные минуты награждений, портреты героев Великой Отечественной, восторг встречи фронтовиков, вернувшихся с войны… Получилось редкое сочетание подлинности хроники давно прошедшего трагического и героического прошлого и современных технологий, включающих заботу о посетителе поезда, о его комфорте. А главное – созданы все условия, чтобы неравнодушные «пассажиры» поезда Победы узнавали об истории Великой Отечественной что-то новое, доселе им неизвестное.

Это настоящий передвижной музей, в котором можно увидеть действительно уникальные экспонаты, фотографии, документы и личные вещи участников войны. Реалистичные декорации и звуковое сопровождение погружают в атмосферу тех лет. Каждый предмет интерьера хранит свою историю, воссоздавая образы военного времени. Достоверность, знание и историческая память – вот три кита, на которых держится этот проект Российских железных дорог. Современная техника помогает сделать экспозицию проникновеннее, коснуться души каждого посетителя. В поезде Победы богатейшее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, картины походной солдатской жизни перемежаются ностальгическими воспоминаниями мирного довоенного периода, уничтоженного 22 июня 1941 года гитлеровскими ордами. С тех пор вся страна жила по одному правилу: «Всё для фронта, всё для Победы». Армия оборонялась, а потом шла вперёд, отвоёвывая «наши пяди и крохи». А тыл давал фронту всё что мог. К станкам становились дети и инвалиды, каждый человек – и на заводах, и в колхозах – работал за двоих, подчас по 22 часа в сутки. Стержнем тыла были железные дороги. Не только в прифронтовых районах, но и вдали от боёв, на Урале, в Сибири, где наращивались обороты военной промышленности и требовалась особая интенсивность и точность перевозок. Стальные магистрали в годы войны доказали: нет не только более надёжного транспорта, но и более героического. В поезде Победы можно понять, как работали в дни Великой Отечественной машинисты, стрелочники, путевые рабочие. Иногда – до последнего вздоха, под бомбёжками…

Вы побываете даже в Брестской крепости. Впечатляющая композиция рассказывает о внезапном нападении на этот западный форпост Советского Союза, о мужестве и трагедии его защитников. Увидите, какими были санитарные поезда, оказаться в которых было настоящим счастьем для раненых. Среди бойцов ходила молва: если попал в поезд милосердия – останешься живым. Трудившиеся там без отдыха врачи совершали настоящие чудеса, несмотря на прифронтовые условия работы.

Элемент экспозиции внутри вагона

Потрясающая аудиоэкскурсия покажет нам войну глазами обыкновенного человека – дочери железнодорожника, которая стала машинистом, потеряла на фронте близких людей, но работала до Победы. Её история не чья-то выдумка – всё основано на воспоминаниях советских людей, тех, что вынесли на своих плечах тяготы войны.

Один из вагонов повествует о немецких концлагерях. В наушниках мы слышим собачий лай. А вокруг – фабрика смерти. Такую участь уготовили гитлеровцы для тех, кого считали «недочеловеками». То есть для всех, кроме немцев и некоторых их союзников.

Ещё мы сможем побывать в восстановленном с максимальной достоверностью вагоне бронепоезда. Вклад этих военных гигантов в Победу неоценим. Они боролись с вражеской артиллерией и авиацией, защищали стальные магистрали на самых опасных направлениях, входили в города… В первый год войны их нередко бросали на прорыв «котлов» для спасения окружённых красноармейцев. В поезде Победы всё это можно увидеть с эффектом присутствия.

Видеоряд вагона «Бронепоезд»

Да, это музей. И одновременно памятник героям, которые защищали нашу родину и, преодолев нечеловеческие испытания, победили. Поезд Победы с уникальной иммерсивной инсталляцией, размещённой в вагонах, курсирует по всей стране. Его посещают взрослые и дети из десятков городов – везде, где останавливается этот уникальный состав. О его расписании можно узнать на специальном сайте и в группах в соцсетях, которые работают ежедневно. Проехать в этом поезде – событие, которое запоминается надолго, быть может на всю жизнь.

Проект богат и архивом фронтовой и тыловой хроники. Звучат военные песни, перенося нас в «сороковые, роковые, свинцовые, пороховые». Оказаться в поезде Победы – значит погрузиться в героическую повседневность Великой Отечественной. Потому и желающих побывать в нём неизменно много. Значительно больше, чем он способен принять. Не беда, если поезд-музей не заехал в ваш город в нынешнем году – значит, побывает в следующем. Он колесит практически по всей России и всё сильнее интересует всех, кому дорога история отечества.

Среди туристических поездов РЖД на особом положении те, что связаны с праздником Победы. Доступны, например, экскурсионные туры в Волгоград с посещением историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. И многие стремятся отметить День Победы именно там, где решалась судьба Второй мировой.

А еще в этом годы на трассы России вышли около 30 ретропоездов, которые ведут паровозы. Они стилизованы под воинские эшелоны – с техникой времен Великой Отечественной, с агитбригадами на борту. Когда они прибывают на вокзал – начинается праздник с песнями военных лет.

Такие проекты сегодня не только востребованы, а необходимы. В последние годы, когда так немного осталось живых фронтовиков, ещё сильнее ощущается потребность не потерять нити, связывающие нас с поколением победителей. Поэтому телеканалы снова и снова повторяют кинофильмы о Великой Отечественной, поэтому сложился феномен «Бессмертного полка». А железнодорожники поздравляли пассажиров с 9 Мая во все времена. Для них праздник Победы во все времена самый любимый и выстраданный. Этот день с первых дней войны «приближали как могли» и те железнодорожники, кто не оставил свой трудовой пост, и те из них, кто, несмотря на бронь, покинул свои депо и паровозные тамбуры и отправился на фронт, в действующую армию или в партизанские отряды…

С Днём Победы, дорогие друзья!

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Обидно до боли, что не удалось дотанцевать в четвёртый раз…

    16.05.2025
  • Легендарный коллекционер

    16.05.2025
  • Символ трагедии и великого подвига

    16.05.2025
  • Артёмовский Бабий Яр. Война в семейной истории

    15.05.2025
  • Святой треугольник

    15.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS