Виктория Балашова. Вино с нотками смерти.
– М.: ТО СКОЛ; СДФЛК, 2022. – 322 с. – (Серия мистических детективов «Герман и Сущность»).
Ох, и не повезло же инспектору уголовного розыска из маленького курортного городка Герману Радецкому с антагонистом! Главное, у всех остальных литературных сыщиков с антагонистами всё в порядке. Вот у Шерлока Холмса антагонист – профессор Мориарти. Настоящий злодейский злодей, чуть было не утащивший великого сыщика вглубь Райхенбахского водопада! У инспектора Жюва антагонист – сам Фантомас. Тоже очень колоритный человек. Огюст Дюпен, правда, преследует обезьяну, зарезавшую двух женщин, но всё равно, это понятно, можно сказать – это по-человечески, без всякого налёта мистики. У Германа же Радецкого антагонист – Сущность. Да, вот так: Сущность, и именно с большой буквы, врывающаяся к нам время от времени через портал из потустороннего мира, где только солнце, песок, бесплотность и ненасытная жажда воплотиться, снова стать хоть кем-нибудь… Вот и попробуй изобличи подобного антагониста с его нечеловеческой мотивацией, тем более что о его инфернальной природе знаешь только ты, да и то потому, что этим знанием с тобой поделились Стражи портала. И ты должен скрывать это знание даже от ближайших своих подчинённых, используя их против Сущности фактически «вслепую».
Да, лихо закручена фабула в серии мистических детективных рассказов, опубликованных в книге Виктории Балашовой «Вино с нотками смерти». Фактически этот сборник прозы представляет собой «роман в рассказах», скреплённый сквозными персонажами, но сами рассказы представляют собой отдельные законченные истории. Или «дела», как принято говорить у следователей и оперативников. Это позволило автору поэкспериментировать с сюжетами, придать им дополнительную гибкость и разноплановость. Так, некоторые сюжеты прямо на глазах у читателя выворачиваются, как перчатка, и в конце преступником оказывается лицо, не вызывавшее у читателя ни малейших подозрений.
Что же касается разноплановости, то первый рассказ представляет собой детектив с элементами мистики; это своеобразная экспозиция, в которой читатель знакомится с основными персонажами. Второй – детектив с элементами мелодрамы, третий – политический детектив, четвёртый – рассказ от лица главного героя о его прапрадеде с элементами альтернативной истории, в частности стимпанка, пятый… Вот с пятого рассказа, где действует не Герман Радецкий, а его прапрадед, расследующий исчезновение некоего Фолианта, перед читателями начинает разворачиваться Концепция, которую автор не раскрывает полностью, а обозначает намёками и полунамёками. Оказывается, сотворение мира происходило совсем не так, как думают об этом представители всех мировых религий. И всё это опять связано с иномирной Сущностью, с обстоятельствами её развоплощения и вечной ссылки в пустыню…
Сказанного уже вполне достаточно, чтобы заинтересовать читателя книжной новинкой, сборником мистических детективных рассказов Виктории Балашовой. Если к этому добавить, что этот «роман в рассказах» написан прекрасным литературным языком, то становится ясно, что «Вино с нотками смерти» является книжной новинкой, которую обидно будет пропустить любому взыскательному читателю.
Артём Гуларян