Летние балетные сезоны радуют москвичей и приезжих из России и разных стран мира прежде всего столичными коллективами, которые считаются гастрольными, выступая в разных городах и весях нашей страны, а также достойно представляя русский классический балет за рубежом. Нынче сцена РАМТа была отдана двум таким коллективам – это «APT-DA» п/р Валентина Грищенко и «Национальный классический балет» п/р Анны Нехлюдовой. А вот открыла Сезоны, впервые выступив в них, балетная труппа Самарского академического театра оперы и балета п/р Юрия Бурлаки, по традиции «Лебединым озером» Петра Чайковского. Самарцы привезли ещё два спектакля русского гения – «Спящую красавицу» и «Щелкунчика», а также редко идущую «Эсмеральду» итальянского композитора Цезаря Пуни.
– Мне очень понравилась самарская труппа, – говорит известный балетный критик Павел Ященков, – особенно «Лебединое озеро». Это необычный спектакль с интересной редакцией. Юрий Бурлака, который возглавлял когда-то труппу Большого театра, известен как реставратор классических балетов. Он восстановил версию Александра Горского, возглавлявшего балетную труппу Большого в 1901–1922 годах, с чем и связан был в ту пору подъём этого театра. Бурлака поставил когда-то в Большом балет «Эсмеральда», который потом перенёс в самарскую труппу, где он был выдвинут на «Золотую маску». И я посмотрел эту замечательную постановку дважды – весной и летом. В Сезонах она показалась мне ещё интереснее. Большой плюс Летних балетных сезонов в том, что они приглашают солистов из Grand Opеra. Например, в Музыкальном театре Станиславского проходил на окончании этого сезона 29–30 июля гала-концерт, где артисты Парижской оперы заняты не были. Дело в том, что там у звёзд балета всё расписано, они плотно заняты в репертуаре, и, я думаю, Элоиз Бурдон и Жереми Лу-Кер приехали на Сезоны в свой отпуск. Несколько лет назад в Сезонах выступал Жермен Луве, будучи не этуалью, а просто солистом: там чёткая иерархическая лестница. И буквально через полгода после выступления в Москве он возводится в ранг этуали. Конечно, это было для нас настоящим подарком! Также мне интересно, что здесь выступают провинциальные балетные труппы, которых мы в Москве практически не видим. И ещё одно привлекательное качество Сезонов – недорогие билеты: ведь Большой театр не каждый может себе позволить.
– У нас появилось нынче гораздо больше молодых зрителей, – признаётся организатор и худрук проекта Алла Немодрук, – многие покупают билеты сразу на несколько спектаклей. На нашем сайте началось бурное общение, где есть самые разные отзывы, оценки, советы, обсуждения. По сравнению с прошлым годом больше продано билетов на незнакомый региональный театр. И не только потому, что самарский театр очень хорош. Просто нам стали доверять: если мы что-то привозим, значит, это стоит смотреть. Да, мы не конкуренты Большому театру и Театру Станиславского. Но зато люди, что приходят к нам на спектакли, порой впервые сталкиваясь с балетом, идут потом и в Большой театр, и в Театр Станиславского. То есть мы выступаем как популяризаторы русского классического балета. И это нас радует.
Наталья Савватеева